Развитие легкой промышленности России

in Вестник РЭО №181, Экономика, Промышленность

Напомним что в связи с тем, что с 2005 г. статистическая информация предоставляется согласно ОКВЭД, Росстат вместо обобщенных данных по легкой промышленности публикует индекс текстильного и швейного производства, а также индекс производства кожи, изделий из кожи и обуви

Индекс текстильного и швейного производства в августе 2005 г. по сравнению с августом 2004 г. составил 3,7%, в январе-августе т.г. по сравнению с АППГ индекс снизился на 2,9%. По итогам 2004 г. объем текстильного и швейного производства в стране снизился на 6,4%.

Индекс производства кожи, изделий из кожи и обуви в августе 2005 г. по сравнению с августом 2004г. составил 0,6%, в январе-августе т.г. по сравнению с АППГ – 2,4%.

Если рассматривать динамику легкой промышленности в последние годы, то после высоких показателей роста после дефолта 1998 г., начиная с 2003 г. отмечается существенное сокращение производства. В целом, в структуре производства продукции по основным отраслям доля легкой промышленности снизилась с 5,2% в 1992 г. до 1,4% в 2004 г.

Как видно из рисунка, наихудшая динамика в легкой промышленности наблюдалась в прошлом году, при этом в 2004 г. объем импорта относительно 2003 г. в номинальных величинах вырос на 6,4%.

В соответствии с данными Росстата импорт продукции легкой промышленности в 2004 г. составил 175 млрд. руб., в то время как отечественные производители выпустили продукции на 134,5 млрд. руб. Таким, образом, по итогам прошлого года рынок продукции легкой промышленности составил более 300 млрд. руб.

Тем не менее, представляется, что реальный объем данного рынка существенно больше. По различным оценкам доля фальсифицированной и контрабандной одежды и обуви в импорте может составлять до 70%. Таким образом, реальный объем рынка продукции легкой промышленности в России может составлять около $20-30 млрд., что, на наш взгляд, в большей степени отражает реальную действительность.

Вывод: Очевидно, негативная динамика легкой промышленности в последние годы связана с усилением конкуренции со стороны зарубежных производителей, прежде всего, из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции на фоне укрепления реального курса рубля. В текущем году сохраняется тенденция стагнации в легкой промышленности, хотя темпы спада в рассматриваемом периоде снизились по сравнению с 2004 г. При этом, очевидно, что политика государства в данной сфере должна быть, прежде всего, ориентирована на борьбу с нелегальным импортом.

В то же время нельзя сказать, что в области производства одежды и обуви российские производители абсолютно неконкурентоспособны. В настоящее время имеется ряд компаний, которые ежегодно увеличивают объемы производства, расширяют дилерскую сеть и поставляют часть своей продукции на экспорт. Поэтому в определенных нишах, при условии эффективного менеджмента и грамотной стратегии развития, отечественные компании способны замещать часть импортируемой продукции, тем более что уровень загрузки производственных мощностей в легкой промышленности один из самых низких.