Об антиинфляционных мерах в краткосрочной перспективе

in Вестник РЭО №182, Инфляция

Минэкономразвития РФ на прошедшей неделе опубликовало доклад "Об инфляции и мерах ее сдерживания в краткосрочной перспективе", в котором официально признается, что ситуация с инфляцией остается напряженной, поскольку целевой ориентир, установленный для 2005 г., вновь может быть превышен. Заметим, что в данном случае речь идет уже об ориентире в 11%, который был установлен в конце лета (изначальный ориентир на т.г. составлял 8,5%). Оценки итогов года в расчетах МЭРТ складываются на уровне 11-11,5%.

В докладе производится оценка инфляционных процессов в 2005 г. и в качестве основных факторов, обусловивших превышение целевых показателей прироста ИПЦ, указываются следующие:

1.      Опережающий рост спроса населения, в том числе из-за повышения социальных расходов бюджета по сравнению с предложением отечественных и импортных товаров. Данный фактор, по данным МЭРТ, обеспечил вклад в общий рост потребительских цен в 6,8-7,2 п.п.

2.      Резкое повышение тарифов на услуги ЖКХ в начале года, а также нормативов потребления тепла, воды, газа. Вклад этих факторов в инфляцию 2005 г. оценивается в 2,0-2,1 п.п., что вдвое превышает уровень, необходимый для снижения инфляции до целевых значений.

3.      Рост издержек производства продовольственных товаров, городского транспорта и тепла вследствие высоких цен на ГСМ, сформировавшихся к началу 2005 г.

Вместе с тем, отмечаются и положительные тенденции, складывающиеся с середины 2005 г. и отразившиеся в устойчивой тенденции к снижению темпов роста цен. В целом за июнь-октябрь 2005 г. они были вдвое меньше по сравнению с АППГ.

Для снижения инфляции в 2006 г. предполагается существенно ужесточить тарифную политику в области естественных монополий. Темпы роста цен на газ, например, в 2006 г. составят 11% против 23% в 2005 г. Планируется также ограничить рост регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения с целью уменьшить их вклад в инфляцию. Темпы роста тарифов ЖКХ составят 15-20% за 2006 г., это позволит сократить их вклад в общую инфляцию на 1-1,2 п.п.

Кроме того, предполагаемое снижение мировых цен на нефть несколько ослабит инфляционный эффект от удорожания ГСМ. В результате динамика потребительских цен в 2006 г. будет в большей степени определяться факторами денежного предложения и роста доходов населения. Вклад немонетарных факторов понизится с 37% в 2005 г. до 32%.

В докладе МЭРТ приводятся также возможные риски превышения целевых уровней прироста ИПЦ в 2006 г. К ним, прежде всего, относится непринятие поправок в Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства", сохранение значительного разрыва между ростом доходов населения и предложения товаров в экономике, а также острый дисбаланс на рынках продукции животноводства, особенно мяса и молока. Кроме того, повышательное давление на инфляцию в I полугодии 2006 г. будет оказывать также всплеск денежного предложения в конце 2005 г.

Принятие мер по ограничению инфляционных процессов МЭРТ предлагает осуществлять в совокупности с комплексом мер по стимулированию роста производства. Иными словами, одной из основных проблем роста цен признается именно отставание роста предложения товаров в экономике от увеличения потребительского спроса.

Для сдерживания роста цен в настоящее время, по данным МЭРТ, принимаются такие меры, как уточнение порядка установления ставок НДПИ, сохранение на 2006 г. ставок акцизов на моторные топлива и масла, действующих в 2005 г. Отдельно отмечается, что Банком России было предложено повысить ставки экспортных пошлин на бензин и дизельное топливо на 10%, но это предложение не было поддержано МЭРТ.

В сфере стимулирования роста продовольственных товаров предполагается несколько снизить пошлины на сверхквотный импорт свинины, развивать механизм закупок сельскохозяйственной продукции для нужд предприятий бюджетной системы. Отдельно отмечается важность специального национального проекта в области аграрного сектора.

В сфере сдерживания роста цен на продукцию естественных монополий предполагается анализ возможностей для снижения издержек субъектов естественных монополий на основе их финансовых планов и инвестиционных программ, в системе ЖКХ предлагается разработать регламент установления тарифов на услуги этих организаций и порядок установления предельных параметров повышения тарифов для населения.

В области стимулирования спроса на деньги предлагается повысить сумму страхового возмещения в системе страхования вкладов (со 100 до 200 тыс. руб.) для укрепления доверия к банковской системе, создать компенсационные механизмы для защиты прав неквалифицированных инвесторов, выпустить в обращение госбумаги для населения, рассмотреть вопрос создания фондовых магазинов, разработать и реализовать программу информированности населения о возможностях инвестирования в различные финансовые активы при помощи частных институтов и пр.

В разделе дополнительных мер по сдерживанию роста цен доклада МЭРТ отдельно указаны мнения соответствующих министерств и ведомств по конкретным вопросам, например, МЭРТ считает, что нельзя допускать рост социальных расходов более предусмотренного в финансовом плане, тогда как Минфин и ЦБ РФ против всякого увеличения непроцентных расходов и др.

Вывод: Доклад МЭРТ, на наш взгляд, имеет два положительных момента.

Первый – само его существование, поскольку это, по сути, первый документ, в котором органы государственной власти конкретизируют свою деятельность в области снижения инфляции в краткосрочной перспективе. Раньше такого просто не было.

Второй момент – это несколько, рациональных, по нашему мнению, предложений (не обязательно связанных со снижением инфляции). К ним относится возможная дифференциация ставок НДПИ (в зависимости от качества месторождения), предложение осуществлять более жесткий контроль над издержками и повышением цен и тарифов в отраслях естественных монополий, осознание необходимости ограничения роста расходов бюджета, повышение страховой суммы в системе

страхования вкладов, повышение информированности населения о возможностях вложения средств в финансовые активы.

Вместе с тем, на наш взгляд, не совсем верно расставлены приоритеты. Речь идет об уделении слишком высокого внимания опережению роста спроса над увеличением предложения в экономике и воздействию монетарных факторов на инфляционные процессы. Первое происходит исключительно на отдельных товарных рынках (мясо-птица) и не является процессом, свойственным экономике в целом. Вторая группа факторов на протяжении последних лет, по нашему мнению, в целом не оказывала дополнительного инфляционного давления. Рост денежного предложения в декабре имеет место каждый год и не сильно отражается на инфляции, повышение которой в начале следующего года объясняется, в основном, ростом тарифов.

Главная причина российской инфляции заключается в структурных проблемах, связанных с нереформированностью экономики. Поясним, например, что необходимость реализации реформ ЖКХ, на железнодорожном транспорте и во многих других отраслях ни у кого не вызывает сомнения. Неизбежным условием реформ является повышение потребительских тарифов в этих сферах и, как следствие, инфляция.

То есть правильно было бы поставить вопрос так – либо мы реформируем экономику, терпим рост цен и затем начинаем снижать инфляцию, либо снижаем инфляцию, забываем про реформы, и через 10 лет реформировать уже будет нечего. Об этом следует помнить при разработке антиинфляционных мер.