Динамика цен производителей промышленной продукции в январе-октябре 2005 г.

in Вестник РЭО №183, Инфляция, Промышленность

В октябре 2005 г. прирост индекса цен производителей промышленных товаров, по данным Росстата, составил 0,9% по отношению к сентябрю т.г. (2,8% в предыдущем месяце и 1,8% в соответствующем месяце предыдущего года). Накопительным итогом с начала года за 10М05 увеличение цен производителей промышленных товаров составило 16,8% против 26,2% в АППГ.

В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды цены производителей за октябрь т.г. не изменились, тогда как месяцем ранее их рост составил 0,5%, а в октябре 2004 г. они даже снизились на 0,1%. По отношению к декабрю предыдущего года в данной группе прирост цен за 10М05 составил 12,9%, что немного выше, нежели за 10М04 (12,6%).

В обрабатывающих производствах темпы роста цен в октябре вновь снизились до 0,4% за месяц после увеличения до 1% в сентябре т.г. В октябре 2004 г. цены производителей в обрабатывающих производствах увеличились на 1,4%. В целом за 10М05 прирост цен составил 7,7%, что существенно ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (19,9%).

В сфере добычи полезных ископаемых в октябре т.г. вновь были отмечены наиболее высокие темпы роста по сравнению с другими группами, однако следует отметить их существенное снижение – до 2,6% против 9% в предыдущем месяце. В АППГ увеличение цен производителей в добыче полезных ископаемых составило 3,6%. В целом за 10М05 прирост цен производителей в данной группе остается крайне высоким, однако, несколько ниже показателей соответствующего периода предыдущего года – 49,7% против 59,5%, соответственно.

В годовом выражении индекс цен производителей промышленных товаров в октябре 2005 г. составил 19,2% (20,2% в сентябре т.г. и 21,7% в октябре 2004 г.).

Более подробно динамика цен производителей промышленных товаров в годовом выражении представлена на рисунке ниже.

Из рисунка видно, что в октябре т.г. возобновилась тенденция к снижению прироста цен производителей промышленной продукции в годовом выражении, как по среднемесячным показателям, так и в целом за 10М05. Нисходящая тенденция, скорее всего, в оставшиеся месяцы года сохранится.

Тарифы на грузоперевозки отдельными видами транспорта в октябре 2005 г. значительно снизились по сравнению с предыдущим месяцем – на 5,2% после нулевого роста в сентябре т.г. В октябре предыдущего года снижение цен было чуть более умеренным – 4,6%.

По отношению к декабрю предыдущего года прирост цен составил 16,3%, что на 9,9 п.п. превышает значение за 10М04. Снижение стоимости грузовых перевозок в октябре т.г. было связано, как и в предыдущем году, с падением тарифов в трубопроводном транспорте – на 11,7% (12,6% в октябре 2004 г.). В целом за 10М05 прирост в данной группе составил 20,7% против падения в АППГ на 3,2%. Сохранившиеся нулевые темпы роста тарифов в железнодорожном транспорте также не способствовали увеличению общего показателей по стоимости грузовых перевозок. По отношению к декабрю предыдущего года, тем не менее, прирост тарифов в данной группе несколько выше показателей за 10М04 – 13,3% против 12,6%.

Единственным исключением здесь стали тарифы на автомобильный транспорт – прирост за октябрь т.г. составил 3,1% против 1,1% в предыдущем месяце и 1,5% в октябре 2004 г. В целом за 10М05 увеличение составило 13,1% против 12,3% за 10М04.

Вывод: Несмотря на очевидное замедление темпов роста цен производителей промышленных товаров они остаются на высоком уровне и создают дополнительное инфляционное давление на потребительском рынке, хотя в целом за 10М05 прирост остается ниже уровня аналогичного периода предыдущего года.

В годовом выражении на протяжении оставшихся месяцев т.г. мы склонны ожидать снижения темпов роста цен производителей промышленных товаров. В результате прирост за год в декабре 2005 г. оценивается нами на уровне 19%.

Более активное удорожание тарифов на грузовые перевозки за 10М05 объясняется в основном резким ростом тарифов на перевозки в трубопроводном транспорте, дополнившимся повышением темпов роста тарифов в автомобильном транспорте.

Прогнозируемый прирост цен производителей по итогам т.г. не позволяет строить оптимистические прогнозы потребительской инфляции в предстоящем году.