Нужна ли налоговая амнистия в России?

in Вестник РЭО №184, Налоги

Как известно, недавно Министерство финансов РФ подготовило очередной вариант законопроекта об амнистии капиталов, который в настоящее время находится на согласовании в Администрации президента.

Напомним, что объектом налоговой амнистии будут только физические лица (хотя ранее рассматривался и вариант с включением юридических лиц) и только по неуплаченному ими подоходному налогу. Несмотря на некоторые призывы к дополнительному снижению НДФЛ для амнистированного капитала, ставка налогообложения все же составит стандартные 13%.

Из существенных доработок, которые были внесены в новую редакцию, можно отметить, что теперь после уплаты 13% деньги необязательно надо переводить на банковские счета в России.

Отметим также, что налоговая амнистия может быть применена только для освобождения от ответственности по статье 198 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов физическим лицом). От многих других "экономических" статей УК (о незаконном предпринимательстве, о нарушениях валютного, таможенного законодательства и др.) данная амнистия не защищает. Таким образом, налоговая амнистия носит весьма ограниченный характер, и в случае легализации доходов физическому лицу могут быть предъявлены претензии, касающиеся других правонарушений. Статс-секретарь Минфина С.Шаталов даже предложил называть мероприятие не налоговой амнистией, а "упрощенным декларированием средств". Таким образом, речь о полноценной налоговой амнистии, по сути, не идет, поэтому с экономической точки зрения никакого серьезного эффекта от данного документа, вероятно, ожидать не приходится.

Что касается сроков принятия амнистии, то шансов на то, что данный документ будет принят до 1 января 2006 г. (как было запланировано ранее) становиться все меньше. С одной стороны, весьма вероятно, что новая редакция амнистии потребует доработок, с другой, принятие документа может потребовать поправок как в Налоговый, так и в Уголовный кодексы.

Вывод: Решение о запуске механизма налоговой амнистии содержит в себе, как минимум, два очевидных аспекта: экономический и этический.

Исходя из экономического подхода, данная амнистия должна, по идее, быть направлена на возвращение вывезенных из страны капиталов, однако есть обоснованные сомнения, что данная задача будет выполнена, и эффект от реализации амнистии будет сколь-нибудь существенным. Как видно, амнистия носит весьма ограниченный характер, при этом легализация доходов может нести в себе дополнительные риски. Отсюда, далеко не каждый предприниматель захочет амнистировать свои доходы по предложенной схеме.

С этической точки зрения принятие амнистии вряд будет справедливым шагом по отношению к тем людам, которые добросовестно платили и платят налоги в бюджет. Фактическая легализация налоговых правонарушений при далеко не столь очевидном экономическом эффекте может лишь дискредитировать государственные органы.

Таким образом, налоговая амнистия как экономический инструмент стимулирования представляется нам не самым удачным решением. Государство подобным шагом фактически призывает граждан не платить налоги вовсе. Действительно, следуя логике этого решения, зачем платить налоги вовремя и в полном объеме, если в какой-то момент тех, кто этого не делал, могут попросту амнистировать?

На наш взгляд, все налогоплательщики должны быть в равных условиях, и не нужно создавать налоговые преференции, тем более, столь сомнительные с экономической точки зрения, для одних категорий граждан в ущерб других.