Потребление нефти

in Вестник РЭО №186, ТЭК

По нашим расчетам, средний темп роста потребления нефти за последние 40 лет составил около 2% в год; в 2007 году общий объем потребления нефти превысил 85 млн. баррелей в сутки. При этом за последние 20 лет среднегодовой прирост мирового потребления нефти снизился до приблизительно 1,5% в год. Если говорить о региональной структуре потребления нефти, то она также за последние десятилетия в значительной степени изменилась.

Как видно из рисунка, важнейшую роль в увеличении потребления нефти в последние годы играла Юго-Восточная Азия, и можно ожидать, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Относительно отраслевой структуры потребления можно отметить, что ключевую роль в ней играет транспортный сектор (в т.ч. потребление топлива персональными автомобилями). В будущем ожидается, что роль транспорта в балансе потребления нефтепродуктов будет только увеличиваться.

Исходя из изменений региональной и отраслевой структуры потребления нефти, не трудно понять причины возрастающей энергоемкости и «нефтеемкости» роста ВВП в развивающихся странах и относительной стабилизации этих показателей в развитых экономиках. Механизм, объясняющий растущие темпы роста потребления нефти в развивающихся странах можно представить в виде вышеприведенной схемы.

Если рассмотреть данную схему на примере Китая, то видно, что значительный рост потребления нефти данной страной обусловлен как развитием промышленности, так и ростом доходов среднего класса – основного покупателя автомобилей и потребителя транспортных услуг. Так, если рассмотреть структуру расходов среднего гражданина Китая, то в 1990 году расходы на транспорт составляли чуть более 1%, а в 2006 году – уже более 13%. Такое изменение произошло вследствие ускорения урбанизации Китая и роста доходов городских жителей более чем на 7% ежегодно, что существенно увеличило прослойку среднего класса. Рост среднего класса привел к среднегеометрическому росту рынка автомобилей более чем на 30% ежегодно в течение последних 7 лет. Однако по сравнению со странами ОЭСР автомобильный рынок Китая, как и других быстрорастущих экономик еще очень далек от насыщения.

Стоит отметить, что когда доход на душу населения достигает среднего уровня ($3000-$10000 на человека) рост продаж автомобилей в 2,2 раза превышает темпы роста дохода. Однако, по мере того, как среднее количество автомобилей на душу населения приближается к 500-600 на 1000 человек, рост рынка замедляется.

Как видно из рисунка, такие показатели как кол-во автомобилей и потребление нефти на душу населения в Китае находятся на весьма низком уровне. Если доход на душу населения (по ППС) в Китае в 8,5 раз ниже, чем в США, то по показателю количества автомобилей на душу населения Китай уступает в 29 раз. Таким образом, рынок автомобилей в Китае еще долгое время сможет развиваться ускоренными темпами, при условии роста экономики этой страны.

Помимо роста количества автомобилей, при увеличении ВВП и доходов на душу населения увеличивается и средний годовой пробег на один автомобиль, а значит и расход топлива.

В этих условиях рост спроса на нефть и нефтепродукты со стороны Китая вполне объясним. Похожие явления наблюдались и в других развивающихся экономиках. 

В целом же, несмотря на спад в странах ОЭСР, Китай и Индия продолжают достаточно динамично развиваться, что дает некоторые надежды на восстановление роста спроса на нефть в течение ближайшего года. По расчетам ОПЕК, порядка 95% падения спроса на нефть во второй половине 2008 - начале 2009 года пришлось именно на страны ОЭСР, в то время как спрос со стороны развивающихся экономик уменьшился не столь значительно.

По расчетам УЭИ, в наиболее вероятном сценарии в текущем году потребление сократится на 1,77 млн. баррелей по сравнению с 2008 годом; прогноз МЭА – сокращение на 2,6 млн. баррелей. В 2010 году УЭИ прогнозирует увеличение потребления нефти на 0,72 млн. баррелей при условии восстановления экономического роста.