Рынок и цена нефти – экономический взгляд (часть 1)

in Вестник РЭО №195, ТЭК

В большинстве случаев для прогнозирования тех или иных макроэкономических индикаторов используются сложные эконометрические модели с множеством переменных. Подчас подобные модели могут быть вполне адекватными и применимыми, особенно когда в прогнозируемом периоде не происходит кардинальная смена тренда. Однако, как показывает практика последних лет, при прогнозировании многих индикаторов, например цен на нефть, возникают серьезные сложности. Отчасти это говорит о том, что теоретическая база прогнозирования (которая, в том числе, берется за основу при создании эконометрических моделей) еще далека от совершенства. Другим препятствием может служить недостоверная или неполная информация. И, наконец, существует «человеческий фактор», который затрудняет составление любого рода прогнозов. Тем не менее, наиболее часто прогнозы основываются на знании фундаментальных взаимосвязей. Понимание данных взаимосвязей позволяет делать если не точные прогнозы, то, по крайней мере, в определенной степени обоснованные суждения о будущем. Поэтому попробуем проанализировать основные фундаментальные взаимосвязи, характерные для ценообразования, на примере нефтяного рынка.

Данный обзор не предусматривает анализа тех или иных  использующихся на практике эконометрических моделей, а, скорее, ставит своей целью пригласить читателей к обсуждению теоретических основ ценообразования в целом и фундаментальных особенностей ценообразования на нефтяном рынке в частности.

Прогнозирование изменения цены

В курсах по микроэкономике часто рассматриваются достаточно простые и понятные примеры прогнозирования цен. При этом зачастую используются линейные модели спроса и предложения.

В подобных примерах для определения цены сначала необходимо получить уравнения для спроса и предложения, затем приравнять их и, таким образом, решая данное уравнение, получить равновесную цену P.

К примеру, если предположить, что спрос возрос на 20%, т.е. кривая спроса сдвинулась вправо (а предложение осталось неизменным), то уравнение кривой спроса умножается на 20%, и таким образом, вновь приравняв спрос к предложению, находится новая равновесная цена. Такой подход, несмотря на простоту, во многих случаях позволяет проводить достаточно содержательный анализ изменения рыночной ситуации (при условии, что сами уравнения спроса и предложения известны).

(1) - Отношение изменения величины спроса к изменению цены

В то же время, потенциальная платежеспособная потребность формируется в одних рыночных условиях (при одной цене), но может быть удовлетворена уже при других рыночных условиях (при другой цене). Поэтому целесообразно говорить именно о потенциальной величине спроса, т.е. величине спроса, ориентированной на текущую равновесную цену. Однако, не факт, что потенциальная величина спроса превратится в реальную, т.к., во-первых, величина предложения может быть меньше потенциальной величины спроса (т.е. возможно образование дефицита), а, во-вторых, цена также может измениться. По сути, потенциальная величина спроса может быть в полной мере удовлетворена, только если предложение увеличится на ту же величину.