Услуги бухгалтера и бухгалтерское бухгалтерские услуги Екатеринбург.   Услуги бухгалтера http://pro-rf.com/bukhgalterskie-uslugi/

Проблемы трудовой миграции в России

in Вестник РЭО №215, Население, Другие аспекты

29 февраля в ИД «АиФ» состоялась пресс-конференция руководителя Департамента труда и занятости населения г. Москвы О.Нетеребского на тему «Трудовая миграция».

Квота на привлечение иностранной рабочей силы в Москве за последние 4 года уменьшилась в 2,8 раза. Если в 2008 г. квота была 561 тыс. человек (8,5% от экономически активного населения Москвы), то на 2011 г. она составила 199,8 тыс. (3,2% от экономически активного населения города). На начало 2012 г. квота составляет 136,4 тыс. разрешений на работу и с учетом Московского трехстороннего соглашения на 2012 г. она в текущем году не должна превысить 3,2%, что соответствует примерно 200 тыс. человек.

В то же время сохраняется стремление части работодателей использовать дешевый и неквалифицированный труд иностранных работников. Заявленные потребности в их привлечении на начало 2012 г. существенно превышают объемы аналогичного периода прошлого года. Как известно, граждане из стран ближнего зарубежья, где ситуация с трудоустройством сложная, согласны и на низкую зарплату – лишь бы была возможность работать. Для информации, с 01.01.2012 г. минимальный уровень зарплаты в Москве составляет 11 300 руб.

«Это не способствует тому, чтобы работодатель стремился устраивать отечественные трудовые ресурсы. Более того, по нашему законодательству, налоговые издержки с трудоустроенного мигранта ниже, чем с трудоустроенного российского гражданина. Это абсурд. Это надо исправлять», – заявил глава департамента. Он подчеркнул, что мигранты, безусловно, нужны, но их должно быть ровно столько, сколько требуется экономике города.

Помимо внешней существует также внутренняя миграция. В Москве работают примерно 2 млн. мигрантов, немалая часть из которых жители Подмосковья и ближайших регионов. И если раньше люди приезжали на работу в столицу, живя на расстоянии 80-120 километров от Москвы, то теперь это расстояние увеличилось до 800 км.

«Понятно стремление людей приехать и трудиться там, где нормальные условия, нормальная зарплата и перспективы карьерного роста. Но решение этой проблемы лежит в плоскости Российской Федерации: это необходимость создания достойных рабочих мест на территории всей страны. Чтобы жители регионов связывали свое будущее с теми территориями, где они проживают», – сказал О.Нетеребский. В частности, в Калужской области ощущается нехватка рабочей силы в размере порядка 40 тыс. человек. Сопоставимое количество людей регулярно ездит оттуда в Москву на заработки.

Вывод: В России по-прежнему сохраняется сложная ситуация в сфере миграции. В связи с тем, что в стране находится (законно и незаконно) множество представителей некоторых республик бывшего СССР, а также граждан ряда других стран (например, Вьетнама, Китая), определенные виды бизнеса оказываются буквально «оккупированными» данными представителями. Вокруг этого часто образуются этнические группировки, порой становящиеся организованной преступностью.

В итоге:

  • данные граждане, как правило,·не платят налоги и не участвуют должным образом в жизни общества, в то же время пользуются услугами государства;
  • эти люди фактически лишают работы законопослушных граждан, а также сбивают цену рабочей силы (в связи с тем, что не платят налоги), а также вытесняют граждан-представителей мелкого бизнеса из некоторых сфер бизнеса (с тех же рынков).

Органы власти недостаточно активно препятствуют развитию данных процессов. При этом основной причиной здесь зачастую является не отсутствие необходимых прав у властей, а их коррумпированность. Данные группы населения слабо интегрированы в наше общество с точки зрения образования, обычаев, культуры, религии – все это усиливает вероятность трений на национальной почве. Как результат, наблюдается укрепление целых колоний иностранных граждан во многих регионах страны, которые потенциально способны дестабилизировать ситуацию. При этом людям, считающим себя русскими, нашими соотечественниками, должная помощь не оказывается.

Цивилизованные способы решения обозначенных проблем действуют во многих странах мира. Например, в Великобритании или США вам не позволят работать без специальной визы или разрешения на работу. Во многих странах прямо на визах указывается, что данный гражданин не имеет прав на бесплатные государственные услуги (к примеру, медицинское обслуживание). Одновременно, Израиль или Германия не стесняются предоставлять преимущественные права при обращении за получением гражданства со стороны соотечественников.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо принятие следующих мер:

1) Граждане, имеющие доказательства русского происхождения их самих и/или их родителей или прямых предков (правило «исторической родины»), или же имеющие доказательства государственной службы в России автоматически наделяются правом на получение российского гражданства.

В данном случае под Россией понимается Россия в границах до 1917 г. Соответственно, потомки всех русских эмигрантов, оказавшихся в результате революций и войн за границей, имеют автоматическое право на гражданство. По аналогии с тем, как это принято в США, каждый гражданин дает присягу верности России.

2) Остальные претенденты на получение российского гражданства получают его на общих основаниях.

3) Принятие закона «О русском народе». В документе должно быть отражено, что русский народ в настоящее время разделен, а также сформулирована стратегическая цель на воссоединение через добровольное сближение и интеграцию стран (Украина, Белоруссия, Молдова, Прибалтика).

4) Для иностранцев, не имеющих никаких оснований на въезд в страну (например, разрешение на работу, приглашение, краткосрочное пребывание в туристических целях), границы должны быть закрыты (за исключением стран, с которыми имеются соответствующие соглашения).

5) Иностранный гражданин без специального разрешения, выдаваемого в случае, если ощущается нехватка в данных специалистах, не имеет права работать или заниматься бизнесом в России. Упомянутые разрешения должны выдаваться сроком не более 5 лет и в рамках четко определенной квоты, соблюдение которой должно жестко отслеживаться.

6) Иностранные граждане, находящиеся в стране незаконно, должны быть немедленно высланы (кроме случаев, когда эти люди обратились за получением российского гражданства при наличии бесспорного права на него). Если будет подтвержден факт их незаконной работы или занятия коммерческой деятельностью, они должны выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный российскому бюджету (как вариант, фиксированная сумма за каждый день незаконной работы). До выплаты данной компенсации данным категориям граждан въезд в Россию должен быть запрещен.

7) Иностранные граждане, находящиеся в стране законно, но не имеющие права на работу, должны быть отстранены от исполнения своих рабочих обязанностей либо от занятия коммерческой деятельностью.

8) Введение крупных штрафов для работодателей, региональных или местных органов власти, принимающих на работу иностранных граждан без наличия у последних соответствующего разрешения на работу.

9) Иностранные граждане, находящиеся в стране законно и имеющие право на работу, в обязательном порядке должны платить российские налоги. Если будет подтвержден факт неуплаты налогов, они должны лишаться права на дальнейшую работу и пребывание в России.