Кризис в Аргентине

in Вестник РЭО №22, Россия и мир

В последнее время все чаще раздаются ехидные комментарии по поводу финансового кризиса в Аргентине. Говорят о крахе системы валютного управления (“currency board”) и о том, что если бы к нам в 1998 г. пригласили в качестве экономического советника Доминго Кавалло, отца “аргентинского экономического чуда” начала девяностых годов, то с Россией случилось бы то же самое, что сейчас с Аргентиной. Такого рода заявления не имеют под собой реальной основы. Система валютного управления – это не только привязка курса национальной валюты к доллару США. Это комплекс экономических мер, направленный на вывод страны из кризиса. Для ее эффективной реализации необходима слаженность действий всех звеньев системы государственного управления. Другими словами, неверно говорить, что эта система будет работать при любых условиях. Сама же система, несомненна, правильная.

Напомним, основной успех реформ Д.Кавалло (министр экономики Аргентины в период с 1991 по 1996 гг.) заключался в разработанном им плане борьбы с инфляцией, согласно которому аргентинский песо приравнивался к доллару США в пропорции 1:1. При этом принятый парламентом закон обязывал правительство следить за соответствием объема иностранной валюты в стране количеству выпущенных песо. В результате, инфляции в Аргентине нет уже последние 10 лет.

Политика Д.Кавалло на посту министра экономики Аргентины, оставленного им неделю назад, также сводилась к жесткой бюджетной дисциплине и сокращению государственных расходов. Между тем, 9 последних месяцев, в течение которых Д.Кавалло являлся министром экономики, явно недостаточно для вывода Аргентины из практически безвыходного положения. Несомненно, для Кавалло произошедшее является личной трагедией, хотя положение действительно было безнадежное: некомпетентный президент и безграмотный парламент, необоснованные государственные расходы, структурные реформы не доведены до конца, нехватка валютных резервов (сократились с начала 2001 г. на 42%), жесткое давление со стороны общественности и местных властей ввиду применения непопулярных мер, повсеместная коррупция, несоблюдение финансовой дисциплины. В этих условиях никакая система фиксации курса уже не поможет. И надеяться на то, что Кавалло удалось бы избежать кризиса, о возможности которого говорили еще в начале 2001 г. (на фоне снижения экономических показателей в течение последних четырех лет), было практически невозможно.

В ситуации с Кавалло, стоит отметить всегда существующую дилемму: либо действовать немедленно, бросаться спасать ситуацию, при этом нанося ущерб своему авторитету и репутации, либо ничего не делать, спокойно наблюдая за происходящим, и ждать подходящего момента для предложения своих услуг. Д.Кавалло предпочел последний вариант, за что и поплатился.

Между тем, меры, которые предпринимает новое временное правительство Аргентины, грозят ввергнуть страну в куда более затяжной и глубокий экономический кризис: еще более крупный дефолт по внешним долгам и гиперинфляцию. Напомним основные меры, озвученные главой временного правительства Адольфо Родригесом Саа:
1) мораторий на выплату внешнего госдолга, составляющего $132 млрд.;
2) отказ от девальвации песо, что могло бы стимулировать экономичес- кий рост в стране. Планируется введение дополнительной валюты (аргентино) для выплаты зарплат госслужащим, пенсий и пособий по безработице. Аргентино будет ходить наравне с песо и долларом, однако, в отличие от песо, будет обеспечено не валютными резервами, а всей государственной недвижимостью в стране и за рубежом;
3) сокращение госрасходов отменено: отменено решение о сокращении пенсий на 13%, скоро будет снято частичное закрытие доступа к банковским счетам. Кроме того, банки начнут выдавать наличными зарплаты и пенсии, часть которых будет номинирована в аргентино.

Напомним о реакции мирового сообщества на выбор временным президентом Аргентины Адольфо Саа, которая была довольно сдержанной. Президент США Д.Буш, в частности, вновь повторил свою рекомендацию, данную еще прежнему лидеру страны, а именно довести жесткие меры в экономике до логического конца. Это значит, что Аргентина не получит помощи от МВФ до тех пор, пока не выполнит требования фонда об изменении своей финансовой и налоговой политики. В этой ситуации, на наш взгляд, единственным реальным выходом из экономического кризиса для временного правительства А.Саа, наряду с объявлением дефолта, должен стать отказ от искусственной привязки песо к американскому доллару. Однако вместо этого вводится дополнительная валюта – аргентино.

Вывод: Политика валютного управления (“currency board”), как таковая, несомненно, правильна. Вместе с тем, нельзя утверждать, что она будет действовать при любых обстоятельствах. В этой связи, не нужно забывать в каких условиях она реализовывалась в Аргентине, чтобы понять причины ее краха. Объявленная же временным правительством новая экономическая политика может спровоцировать еще более глубокий кризис в стране.
Говоря об аналогии дефолта в Аргентине с финансовым кризисом в России 1998 г., стоит отметить сходство первопричин их возникновения и в то же время различия в условиях выхода.

Происходящее в Аргентине очень напоминает события в России 90-х гг., когда безответственность парламента, государственные расходы, идущие непонятно куда, отсутствие системы финансового контроля в стране, коррупция, привели к построению пирамиды ГКО и закончились дефолтом 1998 г.
Однако Россия – страна, обладающая колоссальными ресурсами, имеющая постоянный приток валютной выручки от их экспорта, чего не скажешь об Аргентине. Поэтому последней вряд ли удастся самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации.