Реформа госслужбы

in Вестник РЭО №23, Реформы

9 января на рассмотрение Президенту РФ В.Путину направлен пакет документов, подготовленных Комиссией по вопросам реформирования госслужбы, руководимой премьер-министром М.Касьяновым, и соответствующей межведомственной рабочей группой, возглавляемой замглавой президентской администрации Д.Медведевым.

Основными документами являются Программа реформирования госслужбы на 2003-2005 гг. и проект закона “О системе государственной службы”, который должен заменить закон “Об основах государственной службы”, принятый в  1995 г.
 Обе комиссии созданы в августе прошлого года для подготовки базы реформирования в соответствие с Концепцией реформы госслужбы, разработанной Администрацией Президента и одобренной В.Путиным.

Провозглашены несколько целей реформирования:
 1) повышение ответственности и четкое определение обязанностей чиновников (введение административных регламентов, характеризующих сроки исполнения того или иного поручения и ответственных за это лиц);
 2) увеличение заработной платы (необходимые средства будут заложены в расходую часть бюджета-2003);
 3) установление механизмов отбора на должность и продвижения по службе, направленных на повышение привлекательности госслужбы.
 На наш взгляд, в результате реформы должен быть сокращен и омоложен чиновничий корпус, создана законодательная база госслужбы, поднят ее престиж - все должно быть приведено в соответствие со сложившимися реалиями жизни.

Предполагается, что Программа и ряд основных законопроектов по реформированию госслужбы будут готовы к концу т.г.

Вывод: Реформирование госслужбы необходимо. Эта проблема назрела давно, однако ей никогда всерьез не занимались, все время откладывая на потом. В результате, чиновничество чувствует себя вполне вольготно, ощущая безнаказанность в сфере коррупции. Позитивно, что наметилась тенденция по сдвигу этого больного для России вопроса с мертвой точки.

Как мы уже писали в “Вестнике” №5, для снижения уровня коррумпированности чиновников, по нашему мнению, нужно сочетать сокращение их числа с повышением профессионализма и зарплаты оставшихся. В результате, у чиновников будет меньше соблазнов заниматься самообеспечением.
 Вместе с тем, нужно добиваться прозрачности и интенсивности работы чиновников, сокращения возможностей для волюнтаризма. Должны быть сформулированы четкие требования к чиновникам: уровень общего развития, знание языков, жесткие условия декларирования имущества и доходов. Кроме того, для достижения цели реформирование необходимо согласовывать с другими реформами - административной, судебной и военной.

Одним словом, предстоит огромная работа, сопряженная с трудностями, так как чиновники не заинтересованы в переменах. В этой связи, основываясь на сроках согласно представленной Президенту Программе (2003-2005 гг.), реальное реформирование начнется только, по меньшей мере, через год.