Визит В.Путина во Францию и Польшу

in Вестник РЭО №24, Россия и мир

15 января В.Путин побывал с кратким визитом в Париже по приглашению Ж.Ширака. Поездка, открывшая внешнеполитический календарь российского президента в т.г., носила рабочий характер и продлилась всего несколько часов. В центре переговоров широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества и актуальных международных проблем.

В сфере двустороннего сотрудничества наметился ряд позитивных моментов:
1.  Франция разделяет позицию России по ключевым вопросам международной безопасности. По итогам переговоров решено создать двусторонний совет по вопросам обороны и безопасности.
2.  Французская сторона характеризует уровень отношений с Россией как стратегическое партнерство. В частности, Ж.Ширак в своем выступлении накануне визита В.Путина призвал Запад сделать конкретные шаги по линии НАТО и Евросоюза в ответ на выбор России поддерживать мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом.
3.  В сфере экономики Франция заинтересована в скорейшем создании единого пространства России и ЕС, особенно после введения евро. Экономический потенциал России, по мнению французских аналитиков, способен придать устойчивость экономике ЕС и новой валюте.

Однако, по словам В.Путина, в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран есть определенный отрыв от уровня политического взаимодействия. Товарооборот по итогам 2001 г. составляет около $3,5 млрд., в то время как с Польшей превысил $6 млрд.
Одним словом, как выразился Президент России, встреча с Ж.Шираком получилась “краткой, но исключительно насыщенной и содержательной”.
Из Парижа В.Путин вылетел в Польшу, где 16 января начался двухдневный официальный визит в эту страну.

Со времени первой встречи президентов в июле 2000 г. в Москве, двусторонние взаимоотношения развиваются по нарастающей. При этом уровень экономического диалога не отстает от политического. Польша - один из основных партнеров России в торгово-экономической сфере. По итогам 2001г. внешнеторговый оборот между двумя странами превысил $6 млрд. Польша настроена на дальнейшее развитие сотрудничества, особенности в Калининградской области, к которой проявляет инвестиционный интерес и поддерживает позицию России в деле сохранения статуса-кво этой территории. Кроме того, Польша согласилась на строительство через Польшу в сторону Словакии второй очереди газопровода и газопровода-перемычки, которая соединит газопровод “Ямал - Западная Европа” с газовыми сетями Южной и Центральной Европы. Окончательное решение по срокам строительства будет подготовлено к 15 февраля. Кроме того, в качестве приоритетных направлений выделены сотрудничество в энергетике, разработка новых маршрутов для транзита нефти, реализация проектов в рамках “балтийского энергетического кольца”, а также ряд других.

Взаимоотношения лидеров двух стран носят теплый характер. Президенты В.Путин и А.Квасьневский общались на “ты”, при этом переговоры велись без переводчиков на русском языке. В результате, подписано 5 соглашений о двустороннем сотрудничестве в экономической области и принято решение о создании постоянного российско-польского комитета по оперативным вопросам. Президенты посетили 2-й Экономический форум “Польша-Россия”, в котором участвовало более 200 российских и 400 польских предпринимателей.

Таким образом, безусловно, позитивно, что Россия и Польша вышли на новый уровень отношений, не отягощенных стереотипами эпохи СССР. Как отметил В.Путин, в настоящее время в отношениях между двумя странами “никаких раздражающих факторов” больше нет ни в экономической, ни в культурной сферах. Есть лишь хорошие перспективы для сотрудничества.

Вывод: Новый внешнеполитический сезон Президента России начался активно и уже принес результаты. Тому подтверждение, визиты во Францию и Польшу, которые можно охарактеризовать как успешные.
В двусторонних взаимоотношениях Франция воспринимает Россию в качестве своего стратегического партнера и заинтересована в дальнейшем развитии сотрудничества.

То же можно сказать и о российско-польских отношениях, переживающих в настоящее время серьезный подъем. Вместе с активизацией политического диалога, важнейшим достижением визита В.Путина стало принципиальное согласие польской стороны на строительство газопровода в обход Украины. Ранее Польша тормозила развитие экономического сотрудничества с Россией, боясь испортить отношения с Украиной – своим главным экономическим и геополитическим партнером. Позитивно, что со сменой польского правительства ситуация изменилась. Теперь Польшу больше беспокоит дисбаланс во внешней торговле с Россией, оценивающейся в $5,6 млрд., из которых на российский экспорт приходится $4,6 млрд., на польский же – всего 1$ млрд. Кроме того, за транзит газа из России Польша будет получать $1 млрд. в год. В настоящее время 90% поставок российского газа в Европу осуществляется через Украину.

Со стороны украинской политической элиты уже последовал комментарий возможности строительства обходного газопровода. В частности, 17 января Ю.Тимошенко, бывший вице-премьер правительства Украины, на специальной пресс-конференции говорила об альтернативных проектах строительства газопроводов на Украину из Ирана и Туркменистана, в результате чего, Украина, наконец. “будет освобождена от шантажа со стороны других государств”.
Непонятно только о каком шантаже идет речь? Неужели Россию может устраивать ситуация, когда годами осуществлялся несанкционированный отбор транспортируемого газа, при том что нельзя гарантировать неповторение этого процесса в будущем. Кроме того, степень износа газотранспортной системы Украины составляет сейчас 60%, то есть в ближайшем будущем неизбежны серьезные затраты на ее модернизацию.

На наш взгляд, шантаж имел место, но не с российской стороны. Текущая ситуация выгодна для Украины, чего нельзя сказать о России. Поэтому Россия в данном случае просто пытается блюсти собственные интересы. Фактически махнув рукой на реальное погашение газовой задолженности Украины за газ, Россия хочет хотя бы не допустить повторения ситуации в будущем.

Как мы неоднократно писали, пока не будет достигнуто равноправие во взаимоотношениях и не решены накопившиеся проблемы, эффективное российско-украинское сотрудничество построить не удастся. Нельзя допускать получение выгод одно стороной за счет потери их другой.