Решения Правительства РФ в тарифной политике
- Войдите чтобы оставить комментарии
24 января прошло заседание правительства, посвященное повышению тарифов естественных монополий в т.г. В результате, тарифы “Газпрома” и РАО ЕЭС увеличатся на 20% с 1 марта (в годовом исчислении – 16,5%), а тарифы МПС - на 16% с 1 февраля (в годовом исчислении – 14%). Однако для “Газпрома” сохраняется возможность еще одного повышения в 2002 г., если компания сможет обосновать необходимость такого шага во время обсуждения своего бюджета в правительстве. Ранее премьер-министр М.Касьянов назвал предельный уровень повышения тарифов для всех монополий – 35%.
Таким образом, основной акцент сделан на постепенном снижении издержек, а не на ускоренном повышении тарифов, то есть речь идет об эффективности работы монополий. Эту позицию последовательно отстаивает экономический советник президента А.Илларионов.
Такое радикальное снижение тарифов по сравнению с запросами самих монополий (изначально МПС просило повысить тарифы на 66%, “Газпром” – на 37,6%, РАО ЕЭС – на 44%) объясняется стремлением правительства сдержать инфляцию в рамках 12-14%, заложенных в бюджете-2002. Однако в реальности, даже принятый уровень повышения вряд ли позволит достичь этих границ. Январский прогноз инфляции Госкомстата составляет 2,4-2,7%, что сопоставимо с данными января прошлого года (2,8%), приведших к 18,6% (официальная информация) за год. Поэтому в этом году инфляция наверняка будет колебаться в том же диапазоне 18-20%.
В последнее время активно обсуждается вопрос, нужно или не нужно повышать тарифы, выгодно или невыгодно такое решение для естественных монополий и как оно повлияет на инфляцию и экономический рост.
На наш взгляд, простого и однозначного решения этого вопроса быть не может. Посылка об эффективности работы компаний правильна, но излишне теоретизирована и далека от реальной практики. Такая позиция верна для компании с рыночной точки зрения, занимающейся внутрифинансовым планированием и постоянно заботящейся о сокращении издержек. В нашем же случае сначала нужно определиться с подходом к “Газпрому”, МПС и РАО ЕЭС:
· Если рассматривать их в качестве полноценных компаний, то для повыше- ния эффективности работы необходимо рыночное ценообразование, чего не будет пока не закончена реструктуризация естественных монополий. В условиях же, когда решение о повышении цен на услуги принимается 1-2 раза в год, говорить о работе над эффективностью не приходится.
· Если же относится к ним, как к монополиям, то необходима разработка гибкой методики ценообразования, которая зависела бы не от чиновников, а от изменяющейся конъюнктуры рынка, инфляции и других параметров. При этом, необходимо соблюдение поэтапности в регулировании цен, например, поквартальное или помесячное. Конечно, если повышать тарифы 1-2 раза в год сразу на 20-30%, это ни к чему хорошему не приведет, и будет постоянно будоражить всю страну. Если же повышение осуществлять, скажем, ежемесячно на небольшой процент, то роста цен никто не заметит и это будет совершенно нормально воспринято в увязке с инфляцией и изменяющейся конъюнктурой.
Одним словом, повышение тарифов, безусловно, нужно и необходимо. Другое дело, что пора менять механизм ценообразования, в связи с чем обязательна демонополизация отраслей естественных монополий, но методами, отличными от применяемых в настоящее время, к примеру, в РАО ЕЭС.
В период реформ Е.Гайдара в России была проведена либерализация цен, почему-то не затронувшая сферу естественных монополий, а именно энергетики, газовой отрасли и железнодорожных перевозок. Налицо однобокость проведенного реформирования, плоды которого мы пожинаем по сей день. В нефтяной отрасли этого в целом удалось избежать, так как она представлена нефтяными компаниями, частными и государственными, конкурирующими между собой. В вышеперечисленных же отраслях реструктуризация идет, но крайне неэффективно. Поэтому насколько она приведет к созданию реального конкурентного рынка – большой вопрос.
Кроме того, говорить о прямой связи повышения тарифов с ростом инфляции также не приходится. Вопросы инфляции должен курировать Центробанк в соответствии с денежно-кредитной политикой. Однако ЦБ РФ в настоящее время занимается только валютным курсом, не заботясь об увеличении монетизации экономики, о доминировании денежно-кредитных механизмов в экономическом развитии. (По уровню монетизации Россия сегодня занимает одно из последних мест в мире.) В результате, постоянно растет номинальная денежная масса за счет печатания “пустых” рублей, вследствие чего по-прежнему высока “долларизация” экономики. Именно за счет увеличения номинальной, а не реальной денежной массы растет инфляция и снижается уровень монетизации. Экономика страны напротив должна регулироваться с помощью денежно-кредитных механизмов, должны создаваться предпосылки для увеличения уровня монетизации, то есть насыщения экономики деньгами до нормальных размеров. Именно над этим нужно работать правительству, над грамотной денежно-кредитной политикой, банковским реформированием, что явится следующим этапом экономических реформ в стране. Пока же налицо постепенно затухающая реформаторская активность правительства, в связи с чем вероятно постепенное усиление финансовых проблем и снижение темпов экономического роста.