Программа поддержки малого бизнеса

in Вестник РЭО №25, Малый бизнес

23 января Правительство РФ подготовило Федеральную программу господ- держки малого предпринимательства на 2003-2005 гг. Об этом сообщил в Госдуме замминистра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП) А.Цыганов. Действовать новая правительственная программа начнет в 2003 г.

  В программе, в частности, изменены приоритеты государственной политики по поддержке малого предпринимательства. Теперь основное бремя поддержки ляжет на региональные власти, которые будут отвечать и за распределение налогов от малого предпринимательства. В регионах также планируется создание фондов по поддержке малого бизнеса. По словам А.Цыганова, в 2002 г. из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства выделено около 20 млн. руб. В 2001 г. эта сумма составляла 90 млн. руб.

  По данным МАП РФ, в России сегодня в малом бизнесе задействовано около 5 млн. человек, в том числе 842 тыс. – в малом предпринимательстве и более 4 млн. – частные предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). При этом, по итогам 2001 г. количество малых предприятий, по данным Госкомстата РФ, снизилось еще на 1,27% с 890,6 тыс. до 879,3 тыс.

  Больше всего малых предприятий в Москве (20,5% от общего количества), в Санкт-Петербурге – 12,4%, в Московской области –5,3% и в Самарской области – 3,2%. Кроме того, московское правительство направило в 2001 г. на поддержку малого предпринимательства 500 млн. руб, что больше общероссийского уровня почти в 5,6 раз. В то же время, некоторые регионы вообще ничего не выделяют на эти цели (Курская, Тверская, Брянская области и др.).

  Говорить о том, что выделяемые средства доходят до адресатов практически не приходится. Даже если судить о сумме, выделяемой Москвой на эти цели (по итогам 2001 г.), то получится на каждое малое предприятие (на 1.01.02 г. в Москве, по данным Госкомстата, их было 180 тыс.) пришлось всего порядка 2800 руб. Как правило, даже эти небольшие средства распределяются по “нужным” предприятиям.

  Диспропорция в занятости населения в малом предпринимательстве в пользу ПБОЮЛ объясняется тем, что последняя форма более выгодна с точки зрения налогообложения и простоты ведения бухотчетности. Налоговые инспекторы при подаче годовых деклараций частными предпринимателями всерьез практически не воспринимают ПБОЮЛ, так как они в большинстве своем представляют собой даже не малый, а мелкий бизнес.

  Ситуация же с малым бизнесом в целом довольно плачевная. Как мы уже писали в “Вестнике” №21, количество занятых в малом бизнесе в развитых странах составляет от 50%-60% всех рабочих мест в стране, в то время как в России их менее 20%. В развитых странах соотношение малого бизнеса в сферах торговли, инноваций и производства составляет 20%, 40% и 40% соответственно. В России же в инновационной сфере занято всего 3,5%, в производственном секторе - 30%, а все остальное приходится на торговлю, доля которой постоянно растет. Эту ситуацию нужно кардинально менять.
  Проблема была поднята 19 декабря 2001 г. на Государственном совете РФ, посвященном проблеме поддержки малого бизнеса. Тогда была одобрена “Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ”, и Президент В.Путин поручил правительству заняться ее реализацией.

  Вывод: Проблема малого бизнеса требует серьезного подхода и рассмотрения, так как ситуация в этой сфере критическая: сложная система налогообложения и ведения учета, недоступность кредитных ресурсов, давление со стороны криминального мира, произвол чиновников на всех уровнях. По итогам 2001 г. количество малых предприятий в России снизилось, причем эта тенденция наблюдается в большинстве отраслей и должна заставить правительство бить тревогу. Государственные программы не работают и нужны принципиально иные подходы.  Между тем, малый бизнес играет огромную роль. В мировой экономике на его долю приходится более половины производимой продукции и услуг. В России же его доля не превышает 9% ВВП.