Тревожные тенденции в отношениях России и США

in Вестник РЭО №25, Россия и мир

После 11 сентября угроза международного терроризма объединила почти весь мир в стремлении покончить с этим мировым злом. В этой связи наметился резкий подъем в отношениях России с Западом и, в частности, с США, о чем мы неоднократно писали. В ходе визита Президента В.Путина в Соединенные Штаты были достигнуты определенные договоренности и, казалось, еще чуть-чуть и страны начнут взаимодействовать на нормальном цивилизованном уровне, снимутся политические препоны в экономическом сотрудничестве. Однако в реальности ситуация нисколько не изменилась. Складывается ощущение, что отношения с США потихоньку возвращаются в старое русло, в то время как на словах заявляется о стратегическом партнерстве с Россией. Тому подтверждение следующие произошедшие события:

1)  Односторонний выход США из Договора по ПРО 1972 г. Россия признала это решение США ошибочным, так как Договор по ПРО является одной из несущих конструкций существующей системы глобальной стратегической безопасности.

2) Отказ США ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядер- ных испытаний, что, согласно позиции России, препятствует сохранению и укреплению международного режима нераспространения ядерного оружия и средств его доставки.

3)  В вопросе сокращения стратегических ядерных вооружений США, изначаль- но заявляя о готовности сокращать свои ядерные потенциалы, на деле намерены сохранить “возвратный потенциал”. Одним словом, ядерные боеголовки будут просто складироваться, а не уничтожаться. Кроме того, Вашингтон не заинтересован в заключении письменных договоренностей с Москвой в области СНВ, мотивируя это тем, что дружеские отношения, установившиеся между двумя странами, уже не подвергаются сомнению. Такая позиция США вызывает недоумение. На наш взгляд, новый уровень отношений должен быть осязаем, иначе в любой момент все может вернуться на круги своя.

4)  Как заявил 24 января Президент Д.Буш, “высшим приоритетом” бюджета США на 2003 г. являются военные расходы. В подготовленном проекте бюджета содержится предложение по увеличению расходов на оборону на $48 млрд. до $379 млрд. – рекордной суммы за последние 20 лет. Некоторые части выступление Д.Буша, по мнению присутствовавших обозревателей, очень напоминали программные обращения Президента Р.Рейгана во времена холодной войны.

5)    В вопросе вступления в ВТО также по-прежнему сохраняются все те же жесткие подходы к России. Несмотря на заявления в декабре прошлого года о качественно новом режиме работы, высокий уровень требований к России сохраняется. Это, в частности, касается новых аспектов в обсуждении экономической роли таможенных пошлин, а также проблемы механизма регулирования сельхозрынка и оказания помощи сельхозпроизводителям. Наиболее жестко выглядит позиция Австралии и Новой Зеландии, потребовавшим вообще прекратить господдержку этой отрасли, что невозможно по причине их плачевного состояния и малого количества.

6)    Предполагавшаяся по итогам встречи Д.Буша и В.Путина отмена в ближай- шее время дискриминационной поправки “Джексона-Вэника” на деле вылилась в то, что 18 января Д.Буш направил Конгрессу письмо с просьбой только приостановить действие этой поправки до поры до времени, но не отменять.

7)    США настойчиво стремятся укрепиться в Средней Азии, хотя изначально речь шла только о временном присутствии в регионе в связи с проведением антитеррористической операцией. Вашингтон старательно пытается скрыть истинные намерения. В частности, как заявил 23 января главнокомандующий центральным командованием вооруженных сил США Т.Фрэнкс, США “не планируют создавать постоянные военные базы на территории региона”, но тут же подчеркнул, что война с терроризмом “предполагает наличие условий” ее ведения. Если еще упомянуть о долгосрочном и глобальном характере войны с терроризмом, которая планируется Пентагоном на территории 60 стран мира, где по убеждению США действуют различные террористические организации, то речь попросту идет о создании постоянных военных баз. Уже сейчас это касается Киргизии и Узбекистана, в Таджикистане же разместится французский контингент. Сенатор США Т.Дэшл во время визита в Ташкент 18 января выразился еще определенней. Он отметил, что присутствие США, в частности, в Узбекистане “носит не сиюминутный, а долгосрочный характер”.

8)    США вновь возобновила практику встреч с представителями чеченских сепаратистов. В частности, 23 января официальный представитель Госдепартамента США встретился в Вашингтоне с так называемым “министром иностранных дел Чечни” Ахмадовым. Явно прослеживается двойной стандарт в отношении борьбы с международным терроризмом. Американская сторона вновь возвращается к прежним стереотипам, разделяя террористов на “хороших” и “плохих”, что подрывает все достигнутые договоренности и противоречит духу сотрудничества и партнерства двух стран в противодействии международному терроризму.

Вывод: На основании всех последних событий с сожалением приходится констатировать, что в российско-американских отношениях в настоящее время намечается довольно тревожная тенденция, когда достигнутые договоренности в реальности являются пустыми сиюминутными обещаниями. Между тем, несколько месяцев назад Президент В.Путин заявил, что Россия сделала стратегический выбор на сближение с США, чего нельзя сказать о Соединенных Штатах, основываясь на последних событиях, и что в настоящее время ставится под угрозу.

  Вместо того, чтобы использовать момент потепления двусторонних отношений для заключения широкомасштабного договора о сотрудничестве в различных областях, в США начинает вновь преобладать мнение, что Россия была и остается врагом. В недалеком будущем эта тенденция может привести к новой гонке вооружений. Однако объективно то, что Россия не потерпит на территории СНГ иностранных военных баз.
  Как не крути, но от тезиса “Доверяй, но проверяй!” - никуда не денешься, особенно в отношениях с США, которые на деле уже не раз нарушили достигнутые устные договоренности. Поэтому, чтобы достичь закрепления хоть какого-нибудь положительного результата в двусторонних отношениях, необходимы его полная осязаемость и тщательное юридическое оформление.