Новые задачи экономической политики

in Вестник РЭО №26, Экономика

Многие наблюдатели стали отмечать, что реформаторский запал правительства начал постепенно затухать, а многие направления экономической политики фактически приостановились.

  Например, налоговая реформа явно не завершена и непонятно, когда нам ожидать новых инициатив. Реформу продолжают путать с налоговым кодифицированием. “Зарплатные” налоги остаются на чрезмерном уровне, не решен вопрос обложения собственности, а реальная собираемость налогов не сильно изменилась на последние 3 года. Пенсионная реформа правильна по духу, но сомнительна по исполнению, а уменьшение “профицита” пенсионного фонда скоро может ее остановить. Земельная реформа стоит на месте, а в области сельского хозяйства (в плане его подъема) вообще ничего не происходит.

  Тревожит ситуация в естественных монополиях (сомнительная реформа РАО ЕЭС и отсутствие реформ в “Газпроме” и МПС). Переход на,  по крайней мере, частичное рыночное ценообразование в этих отраслях даже не ожидается.  Вступление в ВТО – дело неопределенного будущего. Прямые иностранные инвестиции остаются на ничтожном уровне. Банковская реформа не пошла дальше разговоров. О борьбе с коррупцией и дебюрократизацией сказать почти нечего и т.д. и т.п.

  При этом никто не будет отрицать, что многие важные шаги уже сделаны, а В.Путин принес стране долгожданную политическую стабильность.
  В этих условиях, на наш взгляд Президенту стоило бы ставить перед правительством абсолютно конкретные и простые задачи, под которые подстраивалась бы деятельность правительства. Иначе все может свестись к разговорам и потере темпа. Приближение следующих выборов делает это насущной задачей дня.
  Число конкретных глобальных экономических задач не может быть чрезмерным. На наш взгляд, их могло бы быть пять.
  Пять экономических задач правительства:

1.  Удвоение бюджета в долларовом выражении каждые два года незави- симо от конъюнктуры на нефть и другое сырье. Для этого нужны   другие усилия по сбору налогов и таможенных пошлин. От этого зависят  наши возможности в здравоохранении, образовании, обороне и т.д. (финансовая база власти)

2.      Удвоение средней зарплаты в стране. (благосостояние населения)

3.     Уровень инфляции не должен превышать 10% в год. (финансовые условия развития)

4.    Прямые иностранные инвестиции должны составлять не менее $10 млрд. в год. (капитал для ускорения развития)

5.     Снижение налогов на зарплату до 15-20%, снижение налога на прибыль до 15%. (выведение экономики из тени)

Конечно, задач может быть 4, 6, 10 и т.д., но не в этом суть. Разговоры о ВВП, объемах промышленного производства, внутренних инвестициях, социальной политике, поддержке предпринимательства гораздо менее конкретны и осязаемы, их нельзя “пощупать”. Если же ставятся очень конкретные цели в абсолютном выражении и под них строится политика, то всегда есть возможность оценить эффективность и результативность.

  России нужен рывок в экономическом развитии. Пока все зиждется на личности В.Путина, высоких ценах на нефть и эффекте девальвации. Прогресс есть, однако для продолжения движения нужен стимул, иначе мы потеряем темп и уже через год-два финансовая ситуация станет значительно хуже. Приведенный перечень задач, конечно, ничего не исчерпывает и есть множество других проблем, в которых власть погрязла. Только выбором правильных приоритетов можно изменить ситуацию.

  Мы это себе представляем так: на заседание правительства приходит Президент и ставит задачи как часть своего ежегодного послания парламенту, а правительство делает все, чтобы их выполнить. Только так можно разбить инерцию и саботаж чиновничества, сдвинуть камень с места.
  А что Вы думаете по этому поводу?