Шаги в направлении банковской реформы

in Вестник РЭО №26, Банки, Центральный банк

На заседании 29 января премьер-министр М.Касьянов заявил, что основными задачами Правительства РФ на 2002 г. являются дальнейшее укрепление финансовой дисциплины и исполнение запущенных в ход реформ. В вопросе укрепления финансовой дисциплины М.Касьянов подчеркнул, что правительству, прежде всего, необходимо обратить внимание на “государственные финансы”. Премьер-министр заметил, что 2002 г. - это “год исполнения запущенных реформ и обеспечение неукоснительного применения принятых законов”. При этом он подчеркнул, что в некоторых сферах наметилось отставание от принятых сроков реализации реформ. Как подчеркнул премьер-министр, “этого нельзя допустить, иначе реформы могут захлебнуться”.

  Было отмечено, что в 2002 г. ключевым элементом станет банковская реформа, также будет продолжаться налоговое реформирование. В банковском секторе необходимо подавать пример для развития конкуренции.

  Правительство России считает, что реальное присутствие государства необходимо в 5-7 банках. Как заявил М.Касьянов, “реально присутствие в тех банках, где это необходимо и там, где мы согласовали это с Банком России”. Было отмечено, что уже в этом году первым шагом в направлении банковской реформы станет приватизация долей государства в 400 банках, в которых участие государства через государственные унитарные предприятия составляет менее 25%. По мнению М.Касьянова, такое присутствие “неэффективно с точки зрения управления собственностью”.
  Премьер также отметил, что в дальнейшем надо избавляться и от участия государства в банках с долей выше 25%. Таких банков, по словам премьер-министра, насчитывается около 45-50.

  Премьер-министр также отметил необходимость снижения доли участия государства не только в банках, но и в “экономике в целом”. В настоящее время “значительная доля экономики управляется государством” и в ближайшее время надо проанализировать и принять решение “эффективно ли мы это делаем”. Как сообщил М.Касьянов, для управления госсобственностью в ближайшее время будет сформирована система мониторинга деятельности государственных унитарных предприятий, а также тех акционерных обществ, где государство имеет долю.

  М.Касьянов также осветил вопрос реформирования Внешторгбанка. Правительство намерено выкупить у Банка России пакет акций Внешторгбанка в размере примерно 40%. После этого “мы предложим инвесторам, в частности ЕБРР, поучаствовать в приобретении новой эмиссии”. Премьер отметил, что “если ЕБРР подтвердит свое желание, мы будем всячески его приветствовать, но конкретные переговоры на эту тему еще не проводились”.

  После проведения дополнительной эмиссии акций, размером примерно на 20% уставного капитала банка, доля правительства уменьшится приблизительно до 32%. Тогда, по словам М.Касьянова, произойдет “приватизация государственной доли, то есть окончательный выход Банка России из капитала ВТБ и постепенное снижение доли как правительства, так и ЕБРР”. Однако произойдет это, как отметил премьер-министр, вероятно, не ранее 2007 г. До этого времени государство будет иметь контрольный пакет акций одного из крупнейших в стране банков, пока другие банки не выйдут на уровень ВТБ, заявил М.Касьянов.

  Вывод: Все планируемые шаги правительства позитивны, если они будут реализованы в четком соответствии со сформулированными задачами.
  В то же время в вопросе соблюдения финансовой дисциплины рекомендацией правительству может служить исключение возможности участия в сомнительных сделках, в результате которых страдает бюджет России, как это было в случае с погашением госдолга России перед Чехией.
  Желание же правительства постепенно приватизировать доли государства в капитале банков положительно. Хочется надеяться, что это будет первым, но не последним шагом (если, конечно, он будет реализован) в направлении банковского реформирования.

  Однако важнейшим моментом банковской реформы, на наш взгляд, является реализация механизма грамотного банковского надзора. Этот вопрос, к сожалению, в России пока серьезно не обсуждается. Первостепенные же меры реформы российской банковской системы, как мы неоднократно писали, должны быть следующими:

1. Создание единого эффективного органа финансового надзора на базе надзорных подразделений Центробанка, ФКЦБ, Страхнадзора (сейчас в Минфине), Инспекции по пенсионным фондам и т.д.

2. Ужесточение надзора в банковской сфере, борьба с коррупцией в сфере временного управления и санации банков, ускорение процедур банкротств.

3.  Приведение банковского законодательства к мировым стандартам.

4.  Вывод Центробанка из капитала всех коммерческих учреждений.

5.  Скорейшая приватизация всех банков с государственным участием (в dfdf случае Сбербанка - снижение государственной доли до 50% + 1 голос).

6.  Стимулирование притока иностранного капитала в банковскую сферу (это связано и со вступлением в ВТО).

7.  Стимулирование конкуренции в банковской сфере.

8.  Кардинальное изменение работы Центробанка.

Без реализации этого комплекса мер, по нашему мнению, серьезного продвижения в деле реформирования российской банковской системы не будет.
  Однако кроме намерений в отношении приватизации банков с госучастием, в остальных вопросах пока сдвига не наблюдается.