Визит М.Касьянова в США и ВЭФ в Нью-Йорке

in Вестник РЭО №27, Россия и мир

4 февраля закончился визит М.Касьянова в США. Центральными событиями поездки стали переговоры с Президентом США Д.Бушем и участие в пятидневной работе Всемирного экономического форума (ВЭФ), проходившего на этот раз в Нью-Йорке в знак солидарности с пострадавшими в результате терактов 11 сентября.

  Характерной особенностью выступления М.Касьянова на ВЭФ стал отход от избитых фраз об успехах российской экономики с упоминанием цифр, о чем неоднократно говорилось мировой элите представителями различных уровней российской власти, к четко утвердительной констатации неотъемлемости полноценного членства России в международном сообществе. Надо сказать, что речь произвела впечатление на собравшихся: основатель и президент ВЭФ К.Шваб заявил, что “крайне удовлетворен уровнем российского участия в нынешней сессии Давосского форума”. “Для многих участников она [речь М.Касьянова] оказалась весьма интересной и полезной”, - отметил президент ВЭФ.

  По результатам получасовой встречи с Президентом Д.Бушем, М.Касьянов заявил, что “американская администрация действительно настроена на то, чтобы отменить ограничивающую торговлю с Россией поправку Джексона-Вэника, придать российской экономике статус рыночной, а также способствовать вступлению России в ВТО”. Были определены сроки вынесения решения по вышеуказанным вопросам, в частности, рассмотрение признания России в качестве страны с рыночной экономикой намечено на середину февраля, отмена поправки Джексона-Вэника планируется к маю. Кроме того, до 6 марта т.г. ожидается решение Министерства торговли США по “антидемпинговому листу” - процедурам в отношении ряда российских экспортеров, в частности, стальной продукции, на американский рынок.

  М.Касьянов заявил о возможности отмены ограничений на экспорт нефти, введенных Россией с 1 января с целью стабилизации ситуации на мировом нефтяном рынке, и о том, что в перспективе Россия может стать одним из основных поставщиков нефти в США. По первому вопросу М.Касьянов высказался, что у России “нет никаких обязательств или соглашений с ОПЕК. Мы просто осуществляем консультации … для того, чтобы понимать, какую информацию мы должны принимать во внимание, когда принимаем решения”. Премьер сказал, что ограничения нефтеэкспорта могут быть отменены, начиная со II квартала 2002 г., исходя из состояния мировой экономики (если экономический показатели в США и Европе покажут рост). По второму вопросу М.Касьянов заявил, что он ”заслуживает внимания. Но пока мы к реализации этой идеи не готовы, так как она сейчас только появилась”. Ранее российский премьер также заявлял о стратегической задаче наращивания российского нефтеэкспорта.

  Говоря об итогах своего визита, М.Касьянов сказал, что результаты свидетельствуют о новом качестве двустороннего взаимодействия, которое, безусловно, получит новый импульс в ходе предстоящего в мае очередного саммита двух президентов в Москве.

  Стоит упомянуть также и то, что 6 февраля, выступая в сенатском комитете по иностранным делам, госсекретарь США К.Пауэлл заявил, что Вашингтон не выступает более против требования Москвы зафиксировать договоренности по СНВ формальным соглашением. Мы надеемся, также добавил К.Пауэлл, что, когда мы обозначим рамочное соглашение, “оно станет неким юридически обязывающим документом”.

  Вывод: Визит М.Касьянова в США, на наш взгляд, закончился фактически ничем. России в очередной раз обнадежили обещаниями о помощи и только – никакой конкретики.
  О каком новом импульсе может идти речь? После визита В.Путина в США все, и мы в том числе, говорили о серьезном подъеме в двусторонних отношениях, однако до сих пор ничего реального не произошло и конкретные соглашения не заключены. Мы только были свидетелями разного рода нарушений достигнутых договоренностей со стороны США, о чем мы уже писали в “Вестнике” №24. Россию все время чем-то обнадеживают, но до реального выполнения обещаний дело пока не доходит. Такая ситуация вызывает сожаление. В пору говорить о времени упущенных возможностей.

  О чем говорит сложившаяся ситуация? А говорит она только о том, что нас по-прежнему не воспринимают как серьезных партнеров и обращаются к нам только по необходимости. Действительно, складывается впечатление, что США получили от России все, что хотели, и больше не нуждаются в нас, поэтому в настоящее время в двусторонних отношениях можно ограничиться туманными обещаниями и намеками.

  На наш взгляд, ненормальна ситуация, когда одна сторона, последовательно придерживающаяся взятых на себя обязательств, все время надеется на будущие реальные шаги другой стороны. В двусторонних отношениях не может быть проигравшей и выигравшей сторон. Это сразу говорит о неравенстве, о том, что такие взаимоотношения сиюминутны, возникли под влиянием обстоятельств и через некоторое время все вернется на круги своя. В настоящее же время как раз складывается впечатление, что Россия все чаще предстает в роли просителя, в одном случае, добиваясь признания страной с рыночной экономикой, в другом - добиваясь отмены дискриминационной поправки Джексона-Вэника, и, наконец, применения стандартных критериев при вступлении в ВТО.

  Примечательно и то, что США, со слов К.Пауэлла, фактически показали, что даже подписанное соглашение о СНВ будет для них чистой формальностью. В вопросе же наращивания нефтеэкспорта Россия все же решила в большей степени соблюсти интересы крупнейших потребителей нефти, каковыми являются США и страны ЕС, нежели производителей, к коим в том числе относится и сама Россия.
  Остается опять-таки только надеяться, что что-то конкретное и дельное будет заключено во время визита Д.Буша в Россию весной 2002 г.