Перспективы российско-японских отношений

in Вестник РЭО №27, Россия и мир

2 февраля в Токио проходил очередной этап российско-японских переговоров по заключению мирного соглашения между двумя странами. В результате, глава российской делегации министр иностранных дел И.Иванов заявил, что достигнута договоренность о продолжении в марте т.г. на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств переговоров о подписании Россией и Японией мирного соглашения. Также, по словам И.Иванова, пройдут консультации “о территориальном размежевании”.

  Спустя два дня возникла скандальная ситуация, когда японская сторона, в лице главы МИД И.Кавагути, выступила с заявлением, что глава МИД РФ И.Иванов “неточно изложил журналистам достигнутую в Токио 2 февраля договоренность относительно продолжения переговоров по заключению мирного договора”. По словам И.Кавагути, в ходе диалога речь шла именно о том, чтобы в марте приступить к рассмотрению проблемы Южных Курил по схеме “два плюс два”. Эта схема была разработана прежним премьером Японии И.Мори, согласно которой сначала происходит передача Россией Японии о.Шикотан и гряды Хабомаи, после чего заключается мирный договор, а затем начинается обсуждение дальнейшей судьбы наиболее населенных и экономически развитых Кунашира и Итурупа.

  Таким образом, сложилось впечатление, что ведутся какие-то тайные переговоры между двумя странами, а достигнутые договоренности не предаются огласке. 7 февраля замглавы МИД РФ А.Лосюков опроверг эти утверждения, сказав, что все разговоры об этом “либо наивность, либо просто недобросовестный подход”. Кроме того, дипломат отметил, что Москва дала Токио “ясно понять”, что разделение переговоров на два аспекта - отдельно по островам Шикотану и Хабомаи, а параллельно по Кунаширу и Итурупу - Россию “не устраивает”. “Мы ищем решение. Оно пока не найдено. Но когда решение будет обозначено, то принимать его будут публично. Другого пути нет и быть не может”, - подытожил А.Лосюков.

  В полемику о принадлежности островов вмешался 7 февраля и премьер-министр Японии Д.Коидзуми. На праздновании в Токио дня Северных территорий он заявил, что подписание с Россией мирного договора возможно только после признания Москвой юрисдикции Японии над четырьмя островами Южных Курил.

  Кроме того, 6 февраля Госдума РФ пригласила 13 марта министра иностранных дел РФ И.Иванова для разъяснений по “курильской” тематике, а в Сахалинской области стартовала акция протеста против передачи Южных Курил Японии. В Хабаровске перед зданием представительства МИД 7 февраля прошел митинг протеста против передачи какой-либо части Курильских островов. Местные активисты начали сбор подписей для направления протеста Президенту РФ, в Госдуму и МИД.

  Таким образом, перед предстоящим в марте очередным этапом переговоров неожиданная бескомпромиссность японской стороны может привести к осложнению переговорного процесса и в целом двусторонних отношений.

  Вывод: Проблема статуса Южных Курил на протяжении десятилетий стоит на повестке дня в российско-японских отношениях. На наш взгляд, компромисс по этому вопросу найден быть не может, так как стороны не в состоянии отойти от своих позиций. Совершенно очевидно, что передача островов японской стороне произойти не может, так как это обернется непоправимыми последствиями для России:

1.  Южные Курилы имеют стратегическое значение для нашей страны. С воен- ной точки зрения их утрата приведет к частичной потере контроля над Охотским морем и соответственно снижению возможностей для развертывания сил Тихоокеанского флота России в оперативных местах базирования по причине перехода к Японии возможности осуществлять контроль над стратегически важными проливными зонами.

2. С экономической точки зрения утрата Курильских островов приведет к поте- ре основного района обеспечения страны морепродуктами. Территория Курильских островов составляет 296 тыс. кв. км. Здесь вылавливается 1,3 млн. тонн рыбы в год. Также разведаны запасы золота, серебра, цинка. Стоимость островов оценивается в $500 млрд. Южнокурильская же акватория обеспечивает рыбной продукцией половину производства всех российских рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока.

3. Кроме того, потеря островов нанесет существенный удар по национальному престижу страны. Территориальные уступки, как правило, не прибавляют авторитета и уважения государству, а скорее наоборот, говорят о неспособности страны проводить независимую внешнюю политику.

4. Создастся прецедент территориальных притязаний для других стран, что фактически станет началом процесса пересмотра итогов Второй мировой войны.

5.  Появится проблема размещения и трудоустройства российских граждан, проживающих на островах.

6. Возможно падение авторитета власти в глазах общественности. Могут возникнуть проблемы психологического характера (появление чувства унижения национального достоинства), аналогичные настроениям в России после поражения в русско-японской войне 1904-05 гг., что грозит серьезной дестабилизацией обстановки в стране в целом.

7. Кроме того, в результате передачи, российско-японские отношения вряд ли изменятся в дальнейшем в лучшую сторону.

Стремление Японии вернуть себе острова понятно. Для Японии это вопрос национальной гордости, который переходит от одного японского правительства к другому как эстафетная палочка. Однако такая позиция не будет способствовать налаживанию отношений между двумя странами. Неверно утверждать, что для установления нормальных двусторонних взаимоотношений совершенно обязателен мирный договор. В международной практике достаточно случаев, когда послевоенное урегулирование обходилось без мирного договора. В частности, нет и не будет мирного соглашения с Германией, состояние войны с которой прекращено в одностороннем порядке Указом Президиума Верховного Совета СССР и соответствующими юридическими актами союзных держав. Вполне обосновано мнение, что никакой необходимости в мирном договоре вообще нет. Сейчас же Германия является крупнейшим экономическим и внешнеполитическим партнером России, а диалог лидеров двух стран носит интенсивный характер. Вряд ли можно было бы (и нужно ли?) достичь такого результата, поставив главным условием нормализации двусторонних отношений возвращение утраченных территорий. Поэтому в основу укрепления нормальных добрососедских отношений России и Японией должен быть положен принцип незыблемости итогов Второй мировой войны.

  Однако японская сторона сознательно препятствует этому процессу, видимо, не нуждаясь в сотрудничестве с Россией.