nordinox

“Стальной” вопрос

in Вестник РЭО №28, Внешняя торговля

На текущей неделе произошло два знаменательных события, связанных с условиями экспортных поставок российской стали на внешний рынок. Мы уже писали в “Вестнике”№18 о кризисной ситуации, сложившейся на мировом рынке стали в 2001 г.

  США:
  13 февраля, по информации “Ведомостей”, глава Минэкономразвития РФ Г.Греф сообщил, что США “неофициально” проинформировали Россию о том, что готовятся ввести новые защитные меры против российской стали.

  Эти меры могут быть введены в соответствие со статьей 201 “Закона о торговле” 1974 г. об условиях ограничения импорта стальной продукции. Данная статья позволяет Президенту США вводить экстренные протекционистские меры против импортеров. Официальное решение американского президента ожидается 4 марта, однако уже сейчас понятно о чем будет идти речь. Напомним, что в прошлом году Международная торговая комиссия США (ITC) – независимый экспертный орган - рекомендовала Д.Бушу ввести запретительные пошлины на импорт стали и сталепродукции (16 видов металлопроката) в размере от 20% до 40% сроком на 4 года, мотивируя такое решение ежегодными потерями местных производителей. Данная мера распространяется на всех импортеров, независимо от их доли на рынке США. Исключение составляют лишь страны, у которых с США подписаны соглашения о свободной торговле, а именно Израиль, Иордания, Канада и Мексика. Преимущество этих государств будет состоять в более низких пошлинах.

  Россия всерьез рассчитывала на попадание в список стран-исключений. Это связано с тем, что:
  · Во-первых, российский импорт стали в США итак уже ограничен Всеобъемлющим соглашением о поставках стали в США, подписанным в 1999 г. Это соглашение квотирует несколько десятков видов металлопродукции, в том числе и те, которые сейчас хочет дополнительно ограничить США (16 видов металлопроката);
  · И, во-вторых, согласно базовому торговому соглашению 1990 г. между Россией и США перед введением защитных мер необходимо сначала предоставить доказательства ущерба, нанесенного именно российскими импортерами, что сделано, видимо, не будет.
  Введение со стороны США запретительных пошлин на импорт стали (которые добавятся к обычным импортным пошлинам в размере от 5% до 10%) фактически полностью закроет для российских импортеров американский рынок. Российские компании, как заявил “Ведомостям” менеджер по сбыту ОАО “Северсталь” А.Туманов, не смогут поставлять в США около 2 млн.т. стали в год, что приведет в течение двух лет к потерям в размере $1,5 млрд. И чем дольше будут действовать санкции, тем большие потери будут нести российские компании.

  Евросоюз:
  31 декабря 2001 г. истек срок действия соглашения о квотах на поставки металлопродукции в страны ЕС, подписанного в 1997 г. Правительством РФ и Европейской ассоциацией по углю и стали “Eufer”.
  11 февраля замминистра экономического развития и торговли РФ М.Медведков заявил, что текст нового генерального соглашения между Россией и ЕС по торговле сталью полностью согласован. Срок действия документа – 3 года или до официального вступления России в ВТО, так как соглашение не соответствует положениям этой организации. По словам замминистра, в течение ближайших двух-трех недель Правительство РФ одобрит текст документа, который может быть подписан сторонами уже в марте.

  В результате, квота на экспорт российской стали в Европу увеличится на 28% (в 2001 г. доля России на европейском стальном рынке составляла более 730 тыс. тонн). Кроме того, в 2003-2004 гг. предусматривается расширение российской квоты еще на 2,5%.
  “Eufer” в процессе переговоров неоднократно высказывала заинтересованность в отмене Россией экспортных пошлин на лом черных металлов, введенных в 2000 г. для сохранения дешевого лома внутри страны. После ввода этих пошлин ЕС сократила российскую стальную квоту на 12%. В новом соглашении предусмотрено, что в случае отмены Россией экспортных пошлин на лом, ЕС расширит российскую квоту на 12%.

  России также удалось добиться еще одной договоренности с ЕС по поставкам стали с учетом грядущего расширения Евросоюза. По словам М.Медведкова, квоты на поставки российской стали будут распределены с учетом соответствующего удельного веса металлургической продукции во взаимной торговле между Россией и той или иной восточноевропейской страной, которая через несколько лет может вступить в ЕС.

  Евросоюз в новом соглашении настоял на квотировании некоторых особо ценных сортов российской стальной продукции (например, легированной бором стали), до этого экспортируемых в ЕС без ограничений. В результате, в 2002 г. квота на поставки российской легированной бором стали составит 90 тыс. тонн, что в 2-3 раза меньше, чем в прошлом году. Таким образом, у России расширятся возможности по экспорту простых сортов стали, однако сократятся по более дорогим сортам.

  Несмотря на такое сужение возможностей, новое соглашение с ЕС российским металлургам необходимо, так как в случае его отсутствия (как это происходит в настоящее время) поставки стали осуществляются по так называемым “автономным квотам” – квота прошлого года, уменьшенная вдвое.

  Как мы уже писали в “Вестнике”№18, 2001 г. стал самым неблагоприятным для мирового производства стали за 20 лет. Это связано с кризисом перепроизводства, вызванным замедлением темпов мирового экономического роста и, прежде всего, в США. В результате, цены на сталь упали до рекордного уровня, что серьезно снизило прибыли сталелитейных компаний по всему миру. Для разрешения сложившейся ситуации, США в ноябре прошлого года обратились с призывом к крупнейшим экспортерам стали сократить производство для предотвращения кризиса в отрасли. В результате проведенных 17-18 декабря переговоров на встрече комитета по стали Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 30 крупнейших мировых производителей-членов ОЭСР приняли решение сократить к 2010 г. мощности по выплавке стали на 97,5 млн. тонн. Россия обязалась сократить возможности по выпуску 10 млн. тонн стали, ЕС готов рассмотреть сокращение по выпуску 13 млн. тонн стали и 16 млн. тонн готовых изделий.

Однако Евросоюз при этом заявил, что данное решение будет выполняться только при условии отказа США от намерения введения 40-процентных запретительных пошлин на импорт стали в США. Учитывая то, что введение таких пошлин ожидается в ближайшее время (см. начало статьи), реальное сокращение избыточных мощностей и диспропорций на мировом рынке стальной промышленности находится под вопросом.

  Вывод: Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что ситуация на мировом стальном рынке для России в целом складывается неблагоприятная. Это связано с тем, что:
  · Во-первых, США намереваются в ближайшее время ввести запретительные пошлины на импорт стали, что в первую очередь касается России, которая будет нести значительные убытки в течение продолжительного периода времени, и это, несомненно, отразится на экономике страны в целом и развитии отрасли в частности;
 · Во-вторых, новое соглашение по поставкам стали в ЕС, несмотря на существенное, на первый взгляд, увеличение квоты на 28%, на самом же деле серьезно сократит возможности России на европейском стальном рынке в связи с квотированием ценных сортов стали, так как реальное увеличение российской квоты в этом случае будет невелико.

  Одним словом, несмотря на интенсификацию в последнее время диалога с США и ЕС, о реальных положительных результатах говорить пока рано.
  В российско-американских отношениях, о чем мы уже писали и что вновь подтверждается вышеизложенными событиями, с сожалением приходится констатировать отсутствие реальных сдвигов в положительную сторону как в политическом, так и экономическом сотрудничестве. Исходя из анализа всех действий США, последовавших после визита Президента В.Путина, в ходе которого говорилось о новом уровне двусторонних взаимоотношений, напрашивается вывод, что Россию по-прежнему не воспринимают как серьезного партнера и обращаются к нам только по необходимости. Вновь прослеживается намечающаяся тенденция взаимосвязи экономического сотрудничества с политикой.

  В отношениях России и Евросоюза также реального позитива пока мало, особенно в вопросе создания единого экономического пространства. Европейцы явно не торопятся активизировать процесс интеграции России в европейское сообщество.