Нестабильность действий США

in Вестник РЭО №28, Россия и мир

В понедельник в американской газете “The Wall Street Journal” было опублико- вано интервью Президента РФ В.Путина, в котором он фактически предостерегает США от односторонних действий в отношении Ирака. “...Мы против составления каких-то “черных списков” стран”, – заявил, в частности, В.Путин. Ответ Вашингтона последовал незамедлительно. Президент США Д.Буш, выступая вечером в тот же день в Милуоки, заявил: “Мы не позволим таким государствам, как Иран, Ирак и Северная Корея, угрожать нашей стране”. В дополнение к этому заявлению официальный представитель Белого Дома А.Флейшер в тот же день подчеркнул, что Президент США “не исключает любых вариантов развития событий”, имея в виду возможность применения Вашингтоном военной силы в отношении названных государств. А.Флейшер также заявил, что “разные страны могут сформировать разные коалиции для разных целей”.

  Появилась информация, по данным “World Tribune”, что Пентагон уже начал открытую фазу подготовки операции в Ираке. В Бахрейн в ближайшие дни прибудут 500 морских пехотинцев с Гаваев, в Кувейте еще с сентября 2001 г. развернуто центральное командование 3-й армии США, которое непосредственно занимается разработкой операции (там уже находится около 2 тыс. военнослужащих, а также танки и бронемашины). Кроме того, по информации “World Tribune”, официальные лица в Пентагоне подтвердили, что в ближайшее время в регион из США будут переброшены еще не менее 20 тыс. американских солдат.

  Позже последовала реакция европейских государств на заявления руководства США. В частности, 12 февраля с критикой планов США в отношении Ирака выступил глава МИД Германии Й.Фишер, заявив, что “международная антитеррористическая коалиция не может служить для американской администрации основанием для того, чтобы предпринимать какие бы то ни было действия против кого бы то ни было - а тем более в одиночку”. Еще на прошлой неделе глава МИД Франции Ю.Ведрин обвинил Вашингтон в “упрощенном подходе к борьбе с терроризмом”. Комиссар ЕС по вопросам внешней политики К.Паттен охарактеризовал внешнюю политику США как “абсолютистскую и примитивную”. 12 февраля также против нанесения США ударов по Ираку выступил глава турецкого правительства Б.Энджевит. Одновременно с ним министр иностранных дел Финляндии Э.Туомиоя потребовал от США представить неоспоримые доказательства участия Ирака в деятельности “Аль-Каиды”, прежде чем начинать операцию. 14 февраля к ним присоединился и глава Лиги арабских государств А.Муса. Также в четверг высказался глава МИД РФ И.Иванов, сказав, что заявления Президента США Д.Буша об “оси зла” “вряд ли идут в русле общих международных усилий по борьбе с международным терроризмом”. “Навешивание ярлыков тем или иным государствам не способствует усилению этой борьбы”, - добавил И.Иванов. Министр подчеркнул, что борьба с терроризмом должна опираться на прочные правовые основы, а любые обвинения основываться на конкретных фактах. Что же касается силовых акций, то любые решения должны проходить через ряд международных процедур, приниматься после всестороннего анализа и только по решению Совета Безопасности ООН, заявил И.Иванов.

  Стоит также отметить, что 13 февраля лидер демократического большинства Сената США Т.Дэшл заявил, что Д.Бушу не стоило называть Ирак, Иран и КНДР “осью зла”, добавив, что Соединенным Штатам “надо быть весьма осторожными в использовании подобной риторики”.
  В результате, госсекретарю К.Пауэллу пришлось выступать с разъяснениями по данной тематике. В частности, 13 февраля в интервью газете “The New York Times” К.Пауэлл постарался провести различие между Ираком, с одной стороны, и Ираном и Северной Корее, с другой: “Что касается Ирана и Северной Кореи, - у Соединенных Штатов нет намерения начинать против них войну”. В отношении же Ирака К.Пауэлл высказался гораздо жестче: “Что касается Ирака, вот уже в течение нескольких лет правительство Соединенных Штатов считает, что смена режима в этой стране отвечала бы интересам региона, а также лучшим интересам иракского народа. И мы сегодня рассматриваем различные варианты действий с целью смены правящего в Ираке режима”.

  Однако 14 февраля позиции США вновь были несколько скорректированы под влиянием негативных оценок, последовавших от европейских стран. На этот раз в интервью “Financial Times” К.Пауэлл заявил, что европейские союзники США должны не осуждать президента за излишнюю прямоту, а, наоборот, ценить ее. К.Пауэлл официально заявил, что в ближайшем будущем антитеррористическая операция не будет переноситься на территорию Ирака. Решение по Ираку будет приниматься с учетом множества факторов и после консультаций со всеми друзьями и союзниками США, то есть с Россией тоже. Госсекретарь подчеркнул, что слова В.Путина об Ираке были услышаны в Вашингтоне. Таким образом, госсекретарь дал понять, что при принятии окончательного решения относительно Багдада интересы союзников США будут непременно учитываться.

  Также в ходе интервью К.Пауэлл дал понять, что одним из возможных вариантов решения иракского вопроса является введение в отношении Багдада так называемых “умных санкций”. Соединенные Штаты “очень близки к тому, чтобы убедить Россию поддержать введение таких санкций”, заявил он.
  Примечательно, что еще в одном интервью, данном госсекретарем США британской газете “Guardian”, К.Пауэлл заявил, что союзники по коалиции должны уважать принципы лидерства США, даже если они в чем-то не согласны с Вашингтоном.

  Вывод: Постоянно меняющаяся позиция США вызывает недоумение. Сначала была провозглашена “ось зла”, куда отнесены Ирак, Иран, КНДР, затем говорилось о том, что США “не исключает любых вариантов развития событий” в отношении этих стран. Далее названные государства были разделены на 2 группы: Иран, КНДР, и Ирак. И, в конце концов, было заявлено, что в ближайшем будущем антитеррористическая операция не будет переноситься на территорию Ирака, а против Ирана и КНДР “у Соединенных Штатов нет намерения начинать ... войну”.

  Пребывая в некоторой эйфории от успехов в Афганистане, Соединенные Штаты никак не могут определиться, что им делать дальше. Предпринимается попытка подмены всех существующих норм права в сфере международной стабильности. Создается удобный формат, когда в обход решениям Совета Безопасности ООН и без согласования с позицией союзников, называется ряд стран, представляющих, по мнению США, для них опасность и начинается подготовка широкомасштабных операций в отношении суверенных государств с мотивировкой необходимости бороться с терроризмом внутри них. Позитивно, что такая позиция США была вовремя замечена совершенно справедливо прокретикована европейскими странами и Россией.

  Кроме того, формулировка, что “разные страны могут сформировать разные коалиции для разных целей”, фактически означает, что:
  1. США намерены проводить свою политику без всякой оглядки на союзников как традиционных, так и вновь приобретенных;
  2. коалиции с разными странами будут создаваться под конкретные цели США и существовать они будут тоже до определенного момента, то есть до достижения поставленных целей. Таким образом, в разных коалициях будут совершенно разные обязательства и договоренности.
  В последнее время намечается очень опасная тенденция. Крайняя нестабильность в действиях США вызывает серьезную настороженность. Европейским державам и России необходимо придерживаться политики сдерживателей и противовесов, иначе последствия для международного сообщества могут быть плачевными.