Предложения РЭО по защите прав акционеров, адресованные руководству государства

in Вестник РЭО №29, Прогноз

Практический опыт работы в советах директоров показывает, что соблюдение прав акционеров в нашей стране все еще находится на крайне низком уровне. В результате страдает государство (как акционер и получатель налогов), миллионы российских граждан, иностранные инвесторы. Несмотря на благоприятные политические условия, настоящий инвестиционный бум в России пока не наблюдается, и это вызывает озабоченность по поводу возможности сохранения высоких темпов экономического роста в будущем.

  В этой связи просим рассмотреть прилагаемые ниже мероприятия кратко- и долгосрочного характера, призванные кардинально изменить ситуацию в данной области:
  1. Создание института уполномоченного президента по правам акционеров, который координировал бы работу правительственных учреждений, правоохранительных органов, местных властей (инстанция, куда можно жаловаться, ежегодный доклад о соблюдении прав акционеров в России, представления ведомствам и крупным компаниям, взаимодействие с законодателями). Таким уполномоченным целесообразно было бы назначить юриста, поскольку большинство проблем касаются юридических вопросов.
  2. Внесение правительством в Государственную Думу законодательных инициатив, предусматривающих серьезные наказания компаний и первых лиц компаний за нарушение прав акционеров (вплоть до очень крупных штрафов, увольнения, кратковременного тюремного заключения). Внесение поправок в “Закон об акционерных обществах”, усиливающий защиту прав акционеров.
  3. Ежегодное заслушивание на правительстве руководства ФКЦБ по вопросам защиты прав акционеров. Ежегодное опубликование ФКЦБ “черного списка” предприятий-нарушителей (не менее 100 компаний с самой худшей репутацией). Ведение ФКЦБ банка данных о нарушении прав акционеров в России. Возврат ФКЦБ утраченных функций, позволяющих на законном основании подавать иски и начинать судебные процедуры в случае нарушения прав акционеров.
  4. Предусмотреть институт министров без портфеля для серьезной постоянной работы в Советах директоров крупных компаний, в которых государственный пакет значителен (крайне занятые чиновники очень редко воспринимают свои обязанности серьезно). Работа в компаниях позволит увеличить их капитализацию и повысить дисциплину дивидендных выплат на уровне требований законодательства (большинство компаний занижает их величину, утаивая прибыль). Следствием явится резкое увеличение налоговых поступлений в бюджет и рост инвестиционной привлекательности компаний.
  5. Отказ государства от непонятного в большинстве случаев стремления заполнить Советы директоров компаний представителями государства, то есть чиновниками. Было бы крайне полезно использовать часть квот государства для введения в советы директоров крупных ученых-правоведов, ведущих специалистов, не связанных с клановыми интересами, известных международных финансистов и экономистов, вызывающих доверие. При правильной постановке дела не будет потери контроля, но Советы директоров смогут больше работать как эффективные органы управления, а не филиалы правительства. Это произведет хорошее впечатление на инвесторов, и будет способствовать привлечению капиталов.
  6. Указание о расследовании соответствующими органами наиболее скандальных случаев нарушения прав акционеров в виде вывода активов и прямых хищений. Таких случаев много, о них пишет пресса, но конкретные действия предпринимаются крайне редко. Складывается впечатление, что менеджеры всегда оказываются безнаказанными. В 2001 г. акционеры месяцами поднимали конкретные вопросы злоупотреблений в “Газпроме”, но ни одно ведомство не обращало внимания, пока не вмешался Президент РФ. 2-3 случая принятия решительных мер в пользу акционеров могут очень быстро изменить инвестиционную атмосферу.
  7. Организация массированной пропаганды улучшения инвестиционного климата в России и за ее пределами с помощью иностранных акционеров наших компаний. Нужен постоянный диалог и взаимодействие, которые будут содействовать сокращению публичных скандалов и привлечению новых капиталов. Сегодня за работу с инвесторами, по сути дела, никто не отвечает, доступ к министрам крайне затруднен, и все это создает у инвесторов впечатление хаоса и бюрократизма.

  Понятно, что данными мерами не исчерпывается колоссальная проблема прав акционеров. Однако реально сегодня мало что делается, ФКЦБ явно не хватает “веса” в работе с нашими крупнейшими компаниями и их влиятельными руководителями. “Направление” государственной машины со стороны высшей власти могло бы сыграть роль катализатора, который многократно ускорит положительные процессы в экономике.

  Улучшение ситуации с правами акционеров, несомненно, будет иметь существенное положительное влияние на развитие экономики России, на инвестиционные процессы.