Сколько мы будем терпеть позор ГИБДД/ГАИ?

in Вестник РЭО №29, Прогноз

Любой российский гражданин, поездивший по миру, знает, что на наших улицах дорогах в любое время дня и ночи можно увидеть больше гаишников (дорожных полицейских), чем в любой стране мира. В Москве и ближайшем Подмосковье ситуация напоминает военное время, а ближе к ночи безо всяких оснований Вас легко могут остановить 2-3 раза в течение часа, особенно, если у Вас хорошая машина.

  Почему в других странах полицейских на дорогах почти не видно? Почему нигде нет постов ГАИ и пропускных пунктов с людьми с автоматами? Почему нигде машины не останавливают полицейскими просто так – от скуки? И почему при этом там меньше гибнет людей? У нас такими и похожими вопросами никто не задается, так как никто ничего хорошего от гаишников не ждет.

  Для абсолютного большинства граждан встреча со стражами правопорядка означает поборы (получение взятки), иногда грубость и откровенное вымогательство (Ваша машина в угоне и мы вынуждены Вас задержать...).
  Единственная перемена, произошедшая за последние 10 лет – сомнительное переименование ГАИ в ГИБДД. Зачем это было сделано (с существенными затратами на изменение символики) никто так и не смог объяснить. А теперь пошли слухи, что скоро ГИБДД будут менять на ГАИ. Реформы продолжаются...

  Между тем, гаишники призваны следить за безопасностью на дорогах, но почему-то занимаются этим весьма странно. Ребенок перебегает дорогу под носом у милиционера в неположенном месте, но тот даже глазом не ведет. Большая часть гаишников упорно старается найти укромное место, чтобы подловить увлекшегося водителя и содрать деньги. Логичнее было бы стоять на самом видном месте и заниматься профилактикой, но тогда ведь никого не поймаешь! Понятно, что безопасность движения никого не волнует. Истории про дорожные знаки в кустах, с помощью которых “кормятся” гаишники, давно стали легендами.

  Наши руководящие гаишники почему-то не любят хвастаться своей статистикой в сопоставлении с развитыми странами. А она просто страшная.
  Очевидно, что наиболее объективные данные дают цифры жертв дорожных происшествий в расчете на 1 млн. автомобилей, хотя и абсолютные цифры бросают в дрожь (1998 г.):

Хуже, чем в России, в Европе ситуация только в Албании! Как может руководство ГИБДД, а лучше правительства, объяснить причины того, что в России смертность на дорогах в 2 раза выше, чем в Польше, и в 8-10 (!) выше, чем в основных развитых странах Европы?
  Даже если бы мы имели показатель Польши, то в живых осталось бы 22000 человек в год. При достижении уровня Англии спаслись бы от смерти 27000 человек, и мы теряли бы меньше граждан, чем в этой стране (так как автомобилей у нас меньше)! Среди этих тысяч убитых на дорогах – множество детей, которые никогда не станут взрослыми.

  У нас не публикуют статистику погибших на дорогах в расчете на 100 тыс. дорожных милиционеров, а зря. Есть подозрение, что по этому критерию Россия была бы на еще более позорном месте.
  В ответ на критику мы обычно слышим следующие аргументы:
  · у нас плохие автомобили и они более опасны;
  · у нас плохие дороги;
  · у нас народ недисциплинированный и т.д.
  Наверное, эти аргументы имеют право на существование, но они ничего не объясняют. Полно стран, где дороги не лучше, а народ еще менее дисциплинированный.

  Совершенно очевидно, что огромная часть вины за смерти тысяч людей лежит на тех, кто призван отвечать за безопасность на дорогах.
  Мы тратим огромные средства на раздутые штаты и на бесчисленные посты ГАИ, хотя эти деньга могли бы пойти на повышение зарплаты, автомобили и бензин. Мы миримся с повальным взяточничеством, бесконечными бессмысленными остановками ничего не нарушающих водителей, мелочными придирками, нелепыми ограничительными знаками в нелепых местах и т.д. Страшно и то, что никто этому и не удивляется, все привыкли и не надеются на перемены.

  Результат – тысячи трупов.
  Настало время кардинальной реформы ГИБДД/ГАИ, но будут ли ее когда-нибудь проводить? Может быть, министр внутренних дел Грызлов расскажет нам об этом?