Предназначение МАП России

in Вестник РЭО №30, Реформы

26 февраля прошла расширенная коллегия Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, на которой глава ведомства И.Южанов рассказал об итогах работы в 2001 г. и о перспективах на 2002 г.

  Как было заявлено, значительно участились нарушения закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”. Количество возбужденных дел увеличилось по сравнению с 2000 г. в 3 раза до 128. Количество возбужденных дел по факту нарушений закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” в 2001 г. увеличилось на 31% до 8540.

  Среди выявленных правонарушений, по словам И.Южанова, чаще всего встречаются злоупотребления доминирующим положением на рынке, сговор в целях ограничения конкуренции, навязывание невыгодных условий договоров и нарушение установленного порядка ценообразования.
  Одной из главных задач МАП России, по данным “Интерфакса”, в 2002 г. будет выработка правового механизма, обеспечивающего недискриминационный доступ предприятий к услугам естественных монополий и предприятий, занимающих доминирующее положение. Как заявил министр, одной из центральных остается также задача обеспечения единого правового и экономического пространства, создания благоприятных и равных условий для развития конкуренции и предпринимательства.

  Вице-премьер, министр финансов А.Кудрин, присутствовавший на коллегии, высоко оценил работу министерства в 2001 г. и заявил, что в будущем роль МАП будет только возрастать.

  Останавливаясь на основных задачах МАП в т.г. уже сейчас можно выделить одно из наиболее, на наш взгляд, перспективных направлений, а именно ситуацию на внутреннем нефтяном рынке. В этой сфере МАП пока себя никак не проявило. Между тем, ситуация здесь критическая.

  Напомним, что с 1 января т.г Правительство РФ в знак солидарности с ОПЕК обязалось сократить экспорт нефти на 150 тыс. баррелей в сутки для стабилизации цен на нефть на мировых рынках. Нефтяные компании снизили экспорт, однако не уменьшили объем нефтедобычи. В результате, цена нефти на внутреннем рынке уменьшилась в три раза до $5 за баррель и рынок оказался чрезвычайно затоваренным, притом что объем нефтедобычи не снижается. Однако потребительские цены на нефтепродукты, которые должны по логике снижаться в таких условиях, остались на том же уровне. В частности, цены на бензин в январе, по данным Госкомстата РФ, уменьшились в России всего на 1,2%. Такое положение свидетельствует о монопольном положении ряда (порядка 10 компаний) крупнейших нефтяных компаний в России, которые контролируют существенные территории и не дают ценам значительно упасть, что было бы естественно. В результате, стимулируется наращивание темпов инфляции (в январе она составила рекордные 3,1%), ведется нерациональная политика нефтедобычи и создаются все условия для получения нефтекомпаниями сверхдоходов (из-за разницы цен между себестоимостью и ценой реализации).

  Однако согласно статье 5 п. 1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ):
  ·  нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  ·  установление монопольно высоких (низких) цен.

  Вывод: Таким образом, говорить о том, что на внутреннем нефтяном рынке существует конкурентная среда, совершенно не приходится. Однако контроль за созданием этой среды должен являться одной из основных задач МАП РФ. В то же время МАП, заявляя, что чаще всего встречаются именно злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также сговор и нарушение порядка ценообразования, на деле же никак этому не противодействует. Или противодействует, но в значительно меньших размерах, не замечая ситуацию в одной из крупнейших отраслей экономики, коей является нефтяная отрасль. Министерство пока предпочитает лишь анализировать происходящее, но не предпринимать реальных действий по исправлению сложившейся ситуации.

  Одним словом, правительство с одной стороны стремится к снижению темпов роста инфляции, а с другой “не видит” очевидных путей достижения этого. Фактически в стране возникла уникальная ситуация, когда на фоне постоянного роста цен появилась возможность реально повлиять на их снижение. Резерв снижения в настоящее время находится в нефтяной отрасли. Цены на энергоносители являются одной из основных составляющих ценообразования внутри страны. К тому же, снижение цен на нефтепродукты в какой-то мере могло бы компенсировать скачок тарифов на услуги естественных монополий.

  МАП явно не стало бастионом борьбы с монополизмом, а уже начались разговоры об уменьшении его функций. Так можно “доиграться” и до ликвидации ведомства, что приведет ситуацию в соответствие с реальностью, но будет категорически неправильно.