Конец налоговой реформы?

in Вестник РЭО №31, Налоги

Случилось то, чего так боялись многие. Не прошло и года, а ответственные государственные деятели (представители Минэкономразвития и МНС) начали говорить о возможности повышения подоходного налога, а заодно и о переносе части бремени единого социального налога (ЕСН) на граждан. При этом о снижении НДС они фактически не хотят и слышать.
  Тенденция не просто тревожная – опасная:
  1. В случае повышения существующих налогов, возрастет налоговая нагрузка на экономику, которая и так составляет в настоящее время, по словам экономического советника Президента РФ А.Илларионова, приблизительно 40% ВВП, в то время как условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП, а оптимальное значение 15-20% ВВП. Характерным признаком чрезмерности нагрузки является значительная доля теневой экономики.
  2. Увеличение доходов федерального бюджета достигается путем расширения налогооблагаемой базы за счет создания благоприятных условий для максимального развития частного бизнеса, а не благодаря увеличению налоговой нагрузки на экономику.
  3. Теневая экономика еще не начала по настоящему легализироваться, а мы снова загоняем ее в тень. Повышение налогов уберет стимул легализироваться.
  4. Доверие к государству еще не успело вполне восстановиться, а мы снова наносим по нему удар. Даже разговоры о повышении налогов являются сегодня политической ошибкой и дискредитируют власть.
  5. Государственный бюджет все еще смехотворен, а мы хотим его снова подорвать. Нужно улучшать собираемость налогов и за счет этого резко увеличивать размеры бюджета, а не идти по пути повышения налогов.
  Кроме того, ситуация со сбором налогов в стране сейчас просто критическая.
  В январе 2002 г. картина сбора налогов и платежей Министерством по налогам и сборам (МНС) выглядела следующим образом:

 

 

 

Таким образом, в январе МНС перевыполнило задание на 17 млрд. руб. (+18,5%), а в феврале недобор составил 1,4 млрд. руб. (-1,4%).

  Однако динамика собираемости основных налогов (без учета ЕСН) за этот же период гораздо хуже:

 

 

 

Недобор в январе по основным налогам составил 1,2 млрд. руб., а феврале он увеличился в 6,5 раз до 7,6 млрд. руб.!

  В связи с резким увеличением объемов недобора налогов за первые два месяца, вполне вероятны, на наш взгляд, жесткие меры со стороны фискальных органов по изъятию недостающих средств в бюджет для “латания дыр”.

  Вывод: По существу мы являемся свидетелями попытки прикрыть неспособность собирать налоги их повышением. До чего это доводит мы прекрасно знаем – налогов собирается еще меньше. На фоне ухудшения текущего платежного баланса России это грозит новым этапом развала бюджета.
  Налоговая реформа – одно из немногих реальных достижений экономической реформы и отказ от нее недопустим. Ухудшение налогового режима разрушит все позитивные тенденции последнего времени. Остается только надеяться, что Президент В.В.Путин вмешается (как он это сделал в конце 2000 г.) и защитит налоговую реформу.

  Мы полагаем, что нужно внимательно следить за развитием ситуации в этой области. Любые действия по ухудшению налогового режима изменят отношение к перспективам российской экономики.