Действия США в вопросе стали

in Вестник РЭО №31, Внешняя торговля

6 марта, по информации агентства “Reuters”, Президент США Д.Буш объявил о повышении пошлин на импорт 10 видов стали и стальных изделий в США из России, Германии, Франции, Японии, Бразилии, Южной Кореи, Турции, Австралии, Китая и Нидерландов. По словам Д.Буша, данный шаг “поможет работникам-сталелитейщикам и сталелитейной промышленности” США. Новые пошлины в размере от 8 до 30% вступят в действие 20 марта.

  Такая позиция США, сразу же вызвала отклики со стороны многих стран. В частности, с критикой в адрес властей США выступили Франция, Германия, Великобритания, Бразилия, Япония, Китай. В ближайшее время к ним присоединится и Бразилия. Глава Минэкономразвития РФ Г.Греф заявил 6 февраля, что “введение санкций против России неправомерно”. Это прямое нарушение действующего с 1990 г. межправительственного торгового соглашения между Россией и США. По словам министра, такие санкции могли вводиться лишь в случае резкого увеличения российского импорта, чего не произошло. Было отмечено, что Россия не член ВТО, поэтому не может воспользоваться судебными процедурами, существующими для членов этой организации, для разрешения возникшей проблемы. Однако страны-члены ВТО, в отношении которых со стороны США будут введены ограничения, намерены предпринять необходимые меры. Такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, Япония и Тайвань уже направили жалобы на действия США в ВТО. Кроме того, 7 марта Евросоюз направил официальную жалобу во Всемирную торговую организацию. Торговый уполномоченный ЕС П.Лами заявил: “Решение США – акт протекционизма, который приведет к сильному спаду в мировой торговле. Импорт стали не является причиной экономических проблем США, и подобное решение не улучшит ситуацию”.

  После оглашения Д.Бушем планов по вводу запретительных пошлин на импорт стали котировки акций сталелитейных компаний, по данным “Bloomberg”, начали снижаться. В частности, акции четырех мировых производителей стали (австралийской “BHP Billion”, японской “Nippon Steel”, корейской “Pohang Iron&Steel”, тайваньской “China Steel”) снизились в среднем на 2,8%.

  Потери российской сталелитейной промышленности составят по оценкам правительства $400-$500 млн. в год (о чем, в частности, сказал премьер-министр М.Касьянов и глава Минэкономразвития Г.Греф), что составляет 10% от российского торгового оборота с США, а по оценкам самих сталеваров до $1,5 млрд. в год.
  В настоящее время у российских металлургов существует 3 рынка сбыта своей продукции: США, Евросоюз и Китай. Доступ на американский рынок сейчас будет закрыт, в Европе недавно подписано новое соглашение о торговле сталью на 3 года, определяющее рамки квот, о чем мы уже писали в “Вестнике” №28. Только в случае, если Россия и ЕС договорятся принять совместные меры ввиду ограничений со стороны США, можно будет теоретически рассчитывать на увеличение квот, однако это может привести к краху сталелитейной промышленности стран-членов Евросоюза. Таким образом, для России единственным более или менее спокойным рынком сбыта остается сейчас Китай.

  Российская сталелитейная промышленность оказалась в настоящее время в довольно затруднительном положении. В условиях кризиса перепроизводства в этом секторе в мире российским металлургам придется искать новые рынки сбыта своей продукции. Вероятно, будут приняты меры, о чем уже заявили представители Минэкономразвития РФ, по снижению экспортных пошлин на черные металлы и ограничению поставок стали на российский рынок из третьих стран, в частности, из Украины и Казахстана, а также изучена возможность увеличения поставок стали на внутренний рынок. Стоит отметить, что упадок в стальной отрасли неминуемо повлечет за собой потери бюджета в налоговых поступлениях и в инвестициях металлургов в российскую экономику.
  В случае введения запретительных пошлин со стороны США надеяться на реализацию принятого в середине декабря прошлого года тридцатью крупнейшими мировыми производителей стали, членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), решения о сокращении к 2010 году мощностей по выплавке стали на 97,5 млн. тонн для стабилизации ситуации в отрасли не приходится. США, обратившись сначала с призывов к сокращению производства стали, последним своим решением способствует дестабилизации и без того неспокойной ситуации на мировом рынке стали. Кроме того, о чем заявляли представители Японии и Германии, введение таких пошлин “не приведет к коренному решению всех проблем”. США фактически будут проводить реструктуризацию стальной отрасли за счет санкций в отношении других стран, отчего местные производители вряд ли серьезно выиграют.

  В то же время еще 1 марта Россия объявила о введении с 10 марта запрета на ввоз куриных окорочков из США. Такое решение было принято исключительно в ветеринарных целях, что истолковали в Вашингтоне как ответную меру на действия США в вопросе стали, несмотря на то, что это неоднократно опровергалось российскими властями на разных уровнях, в частности, 6 февраля премьером М.Касьяновым и 5 февраля министром сельского хозяйства РФ А.Гордеевым.

  Экспорт “ножек Буша (отца)”, большую часть (свыше 1 млн. тонн в год) которых закупает Россия, является одной из важнейших для производителей США позиций американского бюджета, и запрет на их поставку, обернется крупными убытками для американских производителей (примерно в $600 млн.).

  Американский представитель на торговых переговорах Р.Зеллик заявил, что “если решение по окорочкам останется в силе, то я не вижу никакой возможности для отмены поправки Джексона-Вэника”. В этой связи, признание России страной с рыночной экономикой, вероятнее всего, вновь будет отложено. Кроме того, принятие поправки Джексона-Вэника тесно связано с отношением США к вступлению России в ВТО. Исходя из высказываний Р.Зеллика, становится ясно, что позиция США по этому вопросу также может ужесточиться. Не иначе как шантажом выступление американского представителя назвать нельзя.

  Вывод: Таким образом, в одночасье Россию фактически лишили всего того (отмена поправки Джексона-Вэника, признание страной с рыночной экономикой, поддержка при вступлении в ВТО), чем так долго обнадеживали и в чем обещали всяческую поддержку.
  На наш взгляд, такая постановка вопроса со стороны США недопустима в двусторонних отношениях, тем более в условиях, когда провозглашено сближение позиций США и России по многим направлениям.

  Кроме того, касаясь вопроса введения запретительных пошлин, стоит отметить, что реструктуризация американской сталелитейной промышленности совершенно не предполагает введение таких жестких санкций. Америка фактически пытается решить свои внутренние неурегулированные проблемы за счет других стран. При аналогичной реструктуризации отрасли, в частности, в Германии, подобные протекционистские меры введены не были. Кроме того, это решение противоречит основным нормам и правилам ВТО, членом которой является США. Как говорится в заявлении Министерства экономики и финансов Франции, распространенном 6 февраля, “нельзя одновременно проповедовать открытую конкуренцию и прибегать к процедурам, права на которые принадлежат таможне”, сообщает ИТАР-ТАСС.

  В зависимости от реакции ВТО, в ответ на многочисленные жалобы ее членов, можно будет говорить о том, какими станут последствия принятого США решения.
  Реакция же Соединенных Штатов на решение России о запрете импорта “окорочков Буша” выглядит довольно нелепо. Известно, что нам сбываются многолетние залежи невостребованной сельхозпродукции, и раз, наконец, российские ветеринары обосновали с медицинской точки зрения запрет на ввоз этого мяса ввиду низкого качества и вероятности заражения сальмонилезом, то дальнейшие поставки птицы такого качества не подлежат обсуждению.
  России нужно сохранять спокойствие и продолжать переговоры о вступлении в ВТО, несмотря на угрозы члена кабинета министров США о неподдержке, тем более, что Соединенные Штаты не являются единственным членом этой организации. Главное в этом вопросе для России – добиваться вступления в ВТО не на дискриминационных условиях.