Отношения России и НАТО

in Вестник РЭО №31, Россия и мир

4 марта в Москве с однодневным визитом побывал заместитель генерального секретаря НАТО Г.Альтенбург. Целью визита были консультации с российской стороной о новом механизме сотрудничества России и Североатлантического альянса в рамках “двадцатки”. Российскую делегацию на консультациях возглавлял замглавы МИД РФ Е.Гусаров. Прошедшие переговоры стали третьим раундом консультаций.

  Ранее 27 февраля в Брюсселе прошли заседания Совместного постоянного совета Россия-НАТО на уровне послов и постоянного Совета Североатлантического альянса, а 28 февраля – заседание двусторонней рабочей группы Федеральное собрание – Парламентская ассамблея НАТО.
  Окончательный проект предложений по новому механизму сотрудничества стороны намерены подготовить к встрече министров иностранных дел НАТО и России в Рейкьявике 14-15 мая.

  В итоге переговоры закончились практически ничем. По информации “Страны.Ru” из хорошо информированных источников, российская сторона выразила разочарование тем, что последние предложения НАТО не дотягивают до ранее обсуждавшихся идей по наполнению российско-натовского диалога действительно новым содержанием. В частности, пока так и не нашли отражения известные предложения премьер-министра Великобритании Т.Блэра, прозвучавшие в ноябре 2001 г. Наблюдается явное нежелание НАТО перейти от неполноценного формата взаимодействия “19+1” к равноправному сотрудничеству в рамках “двадцатки”.

  Именно затягивание переговорного процесса о новом качестве сотрудничества России и НАТО (а также России и ЕС) показывает истинные намерения европейцев, которые явно пока не хотят видеть в России полноценного партнера и союзника. Тем не менее, со стороны ряда ведущих стран Европы продолжается движение навстречу, что, однако, пока не внесло реальных сдвигов в переговорный процесс. В частности, посол Франции в Москве К.Бланшмезон заявил 27 февраля, что Правительство Франции выступает за изменение существующего формата отношений с Россией и перенос сотрудничества из плоскости “19+1” в новое качество. Речь идет о включении России в качестве двадцатого члена постоянного саммита НАТО. Принципиально, что, по словам посла, речь идет не о компромиссе НАТО и России, а о достижении согласия внутри самого альянса между его членами.

  7 марта федеральный канцлер ФРГ Г.Шредер заявил в интервью итальянской газете “Corriere della Sera”, что Россия должна в ближайшем будущем “найти свое место” в структурах НАТО и ЕС, сообщает “Газета.Ru”. “Европа только тогда полностью обеспечит свое мирное существование, когда Россия займет свое место в НАТО и в более далекой перспективе в ЕС”, - сказал Г.Шредер. “Россия - это интересный вопрос, - заявил канцлер, - для Европы будет хорошо даже в том случае, если будут созданы нужные условия для того, чтобы это [присоединение России к ЕС] случилось”.
  Однако 1 марта, по информации газеты “Коммерсантъ”, генсек НАТО Д.Робертсон заявил, что никто не приглашал и не собирается приглашать Россию в Североатлантический альянс. Подобные слухи лорд Робертсон назвал “абсолютно неверными”.

  Напомним, что 25 февраля британская “The Financial Times” опубликовала статью, в которой сообщалось, что руководство НАТО планирует включить Россию в состав Североатлантического совета (высшего исполнительного органа альянса), доведя численность его членов до двадцати. Таким образом, заключила “The Financial Times”, Россия фактически становится полноправным членом НАТО.

  “Это заявление ложно, - заявил в письме в редакцию генсек НАТО, опубликованном 28 февраля в газете. - Россию не приглашают присоединиться к Североатлантическому совету”. Д.Робертсон пояснил, что в свете недавней инициативы премьер-министра Великобритании Т.Блэра НАТО действительно рассматривает возможность создания специального органа, в который бы вошли 19 членов альянса и Россия, однако этот орган, по словам генсека НАТО, будет "отдельной структурой" и вовсе не заменит Североатлантический совет.

  "Предположение о том, что Россия получит равный статус с членами НАТО, абсолютно неверно. Подобное пояснение необходимо, потому что читатели могут сделать вывод, что Россия де-факто становится членом НАТО и что Североатлантический альянс теряет свою независимость. Ни то ни другое не верно", - подытожил Д.Робертсон.

  Вывод: Как мы неоднократно писали, полноценное вступление России в НАТО укрепит систему международной безопасности и сделает политику "большой семерки" более сбалансированной. Об этом, в частности, заявил и канцлер Германии Г.Шредер. Однополюсность мира опасна, а с Россией эта опасность смягчается.

  Предполагаемое же создание новой специальной структуры, решения которой никак не будут влиять на политику НАТО, на наш взгляд, бессмысленно. Вопрос должен быть решен однозначно: либо Россия вступает в НАТО как равноправный член, либо не вступает вовсе. В противном случае происходящее напоминает фарс, когда создание новой структуры выглядит чистой формальностью, так как Россия не будет обладать правами, равными остальным членам альянса.
  В то же время, Североатлантический альянс, на наш взгляд, принимает такие половинчатые решения вполне оправданно. Это связано, прежде всего, с тем, что у России существует свой сложившийся внешнеполитический курс, часто идущий вразрез со взглядами НАТО и США, выступающих единым фронтом. Поэтому Россия, став полноправным членом альянса и обретя право вето, будет попросту мешать работе НАТО в вопросах, по которым у России традиционно существует свое видение.

  Одним словом, создание нового формата “двадцатки” в том виде, в котором предлагает сейчас НАТО, для России бесперспективно.