Единая система госорганов финансового контроля

in Вестник РЭО №32, Реформы

В последнее время активизировалось обсуждение вопроса о создании в России единой системы государственных органов финансового контроля, центральное место в которой предполагается отвести Счетной палате РФ с расширенными полномочиями, которая действовала бы от имени президента и парламента. Подобная инициатива Счетной палаты была “единодушно”, как сказал вице-спикер В.Горегляд, поддержана Советом Федерации (СФ) РФ и, выраженная в законопроекте, направлена в конце февраля в правительство. В Счетной палате уже начата работа по созданию единой информационной базы по всем бюджетным потокам в стране. На эти цели Всемирный банк выделил $600 млн. Как заявил глава палаты С.Степашин, база может быть создана в течение 4-5 лет.

  Кроме того, 13 февраля Совет Федерации направил на рассмотрение в Госдуму ряд поправок к закону о Счетной палате, разработанных бюджетным комитетом СФ и комиссией по взаимодействию со Счетной палатой. Действующее законодательство, как отмечалось на заседании СФ, позволяет Счетной палате осуществлять контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, сообщает “Страна.Ru”. Вместе с тем, в нем не закреплен ряд важнейших полномочий Счетной палаты, позволяющих ей не только выявлять финансовые нарушения, но и способствовать более эффективному их устранению, а также возврату средств в федеральный бюджет. Поправки касаются уточнения задач, стоящих перед Счетной палатой, конкретизации ее взаимоотношений с Президентом РФ. В частности, речь идет о законодательном закреплении обязанности Счетной палаты регулярно предоставлять главе государства отчеты о результатах своей деятельности. Согласно действующему сейчас закону такая информация направляется только в Совет Федерации и Госдуму. Кроме того, предлагается также обязать Центральный банк РФ предоставлять по запросу аудиторам Счетной палаты всю информацию, необходимую документацию и подтверждение операций, связанных с использованием средств федерального бюджета.

  12 февраля премьер-министр М.Касьянов, находясь в Минске на очередном заседании союзного правительства России и Белоруссии, отрицательно отозвался об идее расширения полномочий Счетной палаты и создании единой системы контрольно-финансовых органов в стране. М.Касьянов “внимательно ознакомился” с документом и не считает необходимым расширять полномочия Счетной палаты. По его словам, правительство РФ вряд ли поддержит законопроект, предусматривающий такое расширение. Как пояснил премьер, контрольные функции в исполнительной власти выполняют Контрольное управление Администрации Президента, Контрольно-ревизионное управление Минфина и Счетная палата, подотчетная Федеральному Собранию. Создание же единого органа контроля, который работал бы на всем пространстве - это нарушение независимости властей, определенной Конституцией РФ, заявил М.Касьянов. М.Касьянов также считает, что обозначенное в законопроекте право Счетной палаты не только осуществлять контрольные функции, но и определять целесообразность финансовых решений разного уровня, в том числе и правительственных решений, относится уже к политической сфере. “Размывать полномочия правительства в финансовой сфере - это значит нарушать принципы Конституции”, - заявил глава правительства. Тем не менее, официального заключения правительства на представленный законопроект пока нет.

  Вывод: Ужесточение государственного контроля за бюджетными потоками необходимо, но этого вряд ли можно достичь переименованием, слиянием или разделением различных органов контроля. С нашей точки зрения, подотчетность Счетной палаты исключительно Федеральному Собранию оправданна, так как теоретически она должна помогать контролировать исполнительную власть. Другое дело, что этого пока не получается:
    1) Во-первых, в связи с низким профессиональным уровнем самой палаты.
   2) Во-вторых, в связи с отсутствием политической воли у ее руководства (несмотря на периодическую “беззубую” шумиху).
  3) В третьих, в связи с отсутствием желания у парламента реально контролировать исполнительную власть.

  Совершенно очевидно, что в нашей стране президент фактически возглавляет исполнительную власть, а премьер-министр играет второстепенную роль. Подведение Счетной палаты под президента действительно нарушает принцип разделения властей, а направлять президенту свои доклады Счетной палате никто не мешает и сегодня. Исполнительная власть должна иметь собственный контрольный аппарат, основой которого является Контрольно-ревизионное управление Минфина. Другое дело, что его вполне можно было бы объединить с Контрольным управлением Администрации Президента и дать этому органу соответствующий статус.

  Поэтому еще раз приходиться констатировать, что проблема России не в законах, а в их исполнении, в людях. Актуальность проблемы казнокрадства всегда присутствовала и присутствует в России. Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств достигает огромных размеров, нарастают проблемы с невыплатами зарплаты бюджетникам, не выполняются многие социальные программы. И все это происходит на фоне ухудшения фискальной ситуации в стране с началом текущего года. Проблема - в людях.