Реформа ЦБ стала реальной?

in Вестник РЭО №33, Банки, Центральный банк

20 марта Госдума большинством голосов утвердила новым руководителем Центрального банка РФ С.Игнатьева. Напомним, что 15 марта Президент В.Путин направил спикеру Госдумы Г.Селезневу письмо, в котором предложил досрочно освободить В.Геращенко от должности главы ЦБ РФ в связи с его личным заявлением и рассмотреть кандидатуру первого замминистра финансов РФ С.Игнатьева. В начале недели в Думе происходили оживленные консультации С.Игнатьева, как кандидата, с лидерами фракций и профильными комитетами. Кроме коммунистов и аграриев, которые отказались от участия в голосовании, большинство фракций Думы поддержали С.Игнатьева. Депутаты профильных комитетов также одобрили эту кандидатуру. Стоит отметить, что столь успешно еще ни разу не проходило утверждение главного банкира страны.

  На стадии консультаций в Думе С.Игнатьев сделал ряд важных, на наш взгляд, заявлений, которые в случае реализации в виде решений смогут сдвинуть с мертвой точки банковскую реформу и способствовать проведению эффективной денежно-кредитной политики, в противовес только курсовой политике, которой преимущественно занимался ЦБ в последние годы.

  В частности, С.Игнатьев заявил, что является сторонником либерализации валютного регулирования и валютного контроля, и сообщил, что сейчас идет разработка новой редакции закона о валютном регулировании и валютном контроле. Он напомнил, что реализация этих и других мер заложена в Совместной стратегии о развитии банковского сектора, подписанной совместно правительством и Центробанком, и их реализация будет способствовать росту ресурсной базы и увеличению кредитования реального сектора экономики.
  Новый глава ЦБ высказался в пользу отмены в перспективе норматива обязательной продажи валютной выручки. Как заявил С.Игнатьев, “решение о снижении норматива продажи валютной выручки на рынке должно быть взвешенным. Однако в перспективе этот норматив должен быть отменен”, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. С.Игнатьев отметил, что принятое в июле 2001 г. решение о снижении норматива с 75% до 50% абсолютно правильно, и не оказало значительного влияния на состояние золотовалютных резервов. По его оценкам, “если бы норматив и сейчас был 75%, то резервы были бы лишь на $1 млрд. выше”.

  С.Игнатьев также заявил о том, что в 2002 г. может быть снижена ставка рефинансирования ЦБ.
  По нашему мнению, ставка рефинансирования Центробанка в современной России давно перестала играть сколь-нибудь значимую роль в денежно-кредитной политике, поэтому заявление нового главы ЦБ может способствовать существенному изменению ситуации в области кредитования. Последний раз учетную ставку изменили (снизили с 28% до 25% годовых) в ноябре 2000 г., после чего о ней больше не вспоминали. Такая забывчивость связана с тем, что летом 1999 г. Совет директоров Центробанка последовал рекомендации МВФ, направленной на отмену рефинансирования банковской системы. После этого решения роль учетной ставки свелась почти к нулю. С ее помощью лишь рассчитывались штрафы и пени. Между тем, учетная ставка Центробанка должна быть инструментом денежно-кредитной политики и служить ориентиром для реальных ссудно-депозитных операций.

  Новый глава ЦБ говорил об усилении контроля за финансовым состоянием и политикой Сбербанка РФ со стороны правительства и Банка России. Кроме того, С.Игнатьев заявил, что является сторонником улучшения банковского надзора, и отметил необходимость перехода на международные стандарты учета и отчетности, намеченный на 1 января 2004 г.
  С.Игнатьев также высказался за увеличение в перспективе уровня золотовалютных резервов, поддержал идею активизации работы в области гарантирования банковских кладов, заявив, что принятие закона о гарантировании вкладов не только укрепит доверие населения к банкам, но и создаст конкурентную среду. Сейчас завершается разработка этого законопроекта. По словам главы ЦБ, Сбербанк РФ уже имеет государственную гарантию, и механизм гарантирования должен решить проблему фактического отсутствия конкуренции в банковском секторе по вопросу привлечения вкладов населения.

  С.Игнатьев заявил, что является сторонником создания системы органов управления ЦБ, состоящего из Совета директоров, Национального банковского совета (НБС) и председателя ЦБ. По мнению Игнатьева, соподчиненности между НБС и Советом директоров быть не должно. В основе создания НБС, по его мнению, лежит идея прозрачности банка, так как речь идет о контроле над внутренними расходами ЦБ.

  В то же время, С.Игнатьев сказал, что считает проводившуюся политику Банка России адекватной как курсовую, так и денежно-кредитную, и отметил, что она формировалась в значительной степени под влиянием внешних факторов.

  Вывод: Таким образом, подводя итог заявлениям нового главы ЦБ по основным вопросам дальнейшего развития Центрального банка, нужно в целом отметить их либеральную направленность, однако ключевому вопросу независимости ЦБ в проведении своей политики, на наш взгляд, не отдано должного внимания. В то же время, если этот принцип (определенный Конституцией) будет нарушен, не сможет быть реализована не одна из выдвинутых инициатив. Избежать же этого, видимо, все же не удастся после введения нового органа управления Центробанком, а именно НБС.

  Кроме того, в первых выступлениях С.Игнатьева ощущалось некоторое отсутствие четкости и однозначности в видении ключевых вопросов деятельности ЦБ. Так, 18 марта на заседании профильных комитетов Госдумы С.Игнатьев заявил, что “решение о снижении норматива продажи валютной выручки на рынке должно быть взвешенным. Однако в перспективе этот норматив должен быть отменен”, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. Однако уже 20 марта, в преддверии думского голосования, С.Игнатьев заявил, что не считает, что норматив нужно отменять или форсированно снижать, и предложил совместно с правительством проанализировать этот вопрос. С.Игнатьев предложил лишь во II полугодии провести анализ, на основании которого можно было бы решить, нужно ли в дальнейшем снижать норматив обязательной продажи валютной выручки. Между тем, как мы уже писали в период, когда было принято решение о снижении норматива с 75% до 50%, для снижения этого норматива достаточно решения главы ЦБ, что мог неоднократно сделать еще прежний председатель ЦБ В.Геращенко, однако для решения вопроса тогда потребовалось личное вмешательство Президента В.Путина.

  Несмотря на все недостатки деятельности прошлого главы ЦБ, о чем мы неоднократно писали, В.Геращенко был строптивым руководителем. На наш взгляд, главой Центрального банка должен быть именно человек, обладающий такими качествами, способный самостоятельно и независимо от чьей-либо позиции принимать ответственные решения. Новый же председатель ЦБ С.Игнатьев на протяжении всей своей карьеры был на вторых ролях, на должностях заместителей различного ранга, то есть не занимал самостоятельных руководящих постов. Поэтому сейчас, после утверждения руководителем главного банка страны, который наделен широкими полномочиями для проведения независимой политики (что наверняка станет недостижимым после создания НБС), с трудом верится в то, что он окажется самостоятельным. На наш взгляд, нельзя в одночасье стать независимым от людей, под чьим началом работал многие годы, и принимать единоличные решения.

  Таким образом, остается дождаться результатов рассмотрения во втором чтении поправок к закону о ЦБ, которые вновь были отложены из-за голосования по новому председателю на 5 апреля. Однако, скорее всего, неожиданностей не произойдет и поправки, ограничивающие самостоятельность Центробанка будут приняты. Это приведет к негативным последствиям. На наш взгляд, нужно заниматься реальным реформированием ЦБ, о чем мы уже писали в “Вестнике” №32, а не ущемлять его независимость.