Новая концепция развития автопрома

in Вестник РЭО №33, Промышленность

21 марта Правительство РФ в целом одобрило основы концепции развития автомобильной промышленности в России до 2010 г. До 1 мая 2002 г. Минпромнауки и Минэкономразвития должны подготовить соответствующие документы и рассмотреть их в комиссии по защитным мерам, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. В соответствие с концепцией, планируется введение пошлин на иностранные автомобили старше 7 лет как на новые автомобили. На автомобили возрастом до 7 лет в первые 3 года планируется ввести пошлину в размере 25% от таможенной стоимости. По словам главы Минпромнауки И.Клебанова, это будет так называемый инвестиционный период. Следующие 5 лет таможенная пошлина составит 35% - это будет период, когда инвесторы, вложившие средства в производство автомобилей в России, смогут получить отдачу от вложенных денег. Далее ежегодно пошлины будут снижаться на 5% в год. Такой адаптационный период, по словам министра, вводится, прежде всего, для стимулирования иностранных инвестиций в российскую автопромышленность.

  Для российских автопроизводителей фактически создается режим наибольшего благоприятствования: таможенные и налоговые льготы, повышение пошлин на автомобили иностранного производства, создание свободных экономических зон (в Приморье, на Дальнем Востоке и в Калининграде). Кроме того, по прогнозам Минпромнауки, уже в ближайшие 5-7 лет средняя цена отечественного автомобиля возрастет с $6 тыс. до $8-10 тыс.

  Премьер-министр М.Касьянов на заседании отметил, что правительство может даже “пойти на комплекс временных защитных мер” для того, чтобы промышленность получила возможность развиваться.

  Как заявил губернатор Нижегородской области Г.Ходырев, предполагается в течение ближайших 2-3 лет вложить в автопром около $200-300 млн. По его словам, в первую очередь деньги будут браться из “внутрикорпоративных резервов”. Всего же до 2010 г. инвестиции в развитие российского автопрома должны, по словам главы Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития С.Баева, составить не менее $10-12 млрд. для того, чтобы доля продукции автопрома в ВВП увеличилась с 2-2,5% до 5%. Источники финансирования: 40-45% – средства самих автопроизводителей, 40% предполагается привлечь с рынка капитала, 7-8% – это бюджеты субъектов Федерации, федеральный же бюджет будет выделять средства только на науку. По словам С.Баева, к 2010 году должно произойти увеличение производства российских легковых автомобилей с 1 млн. до 1,9 млн. штук, грузовых – с 147 тыс. до 370-400 тыс. штук, автобусов – с 57 тыс. до 70 тыс. штук. Кроме того, было подчеркнуто, что по потребительским характеристикам отечественные автомобили должны быть сравнимы с зарубежными. По мнению С.Баева, 70% российского рынка автомобилей к 2010 г. будет заполнено отечественной техникой.

  Основная задача стоит в укреплении российского рынка сбыта за счет государственных гарантий экспорта и оборонного заказа. Кроме того, рынок сбыта предполагается расширить путем стимулирования экспорта. Согласно концепции, это достигается путем конвертации долга зарубежных стран перед Россией. Как пишет “Страна.Ru”, речь идет о странах Северной Африки, Вьетнаме, Анголе и Иране. Например, в Анголе действуют 70-процентные пошлины на ввоз автомобилей. Россия может выступить с предложением о закупке этой страной российских КамАЗов при нулевых пошлинах, а на сумму недополученной пошлины Россия спишет Анголе ее долг. При этом российская казна пополнится за счет полученных от экспортной операции налогов.

  Вывод: Таким образом, в одобренной Концепции сформулированы грандиозные планы и поставлены трудновыполнимые, на наш взгляд, задачи. Особенно это можно отнести к реплике о достижении сравнимого качества наших легковушек с иномарками. Западные автокомпании формировались в условиях жесткой конкуренции, когда дорога любая потеря качества продукции, наши же компании будут фактически продолжать спокойно взращиваться в тепличных условиях.

  Кроме того, непонятно за счет каких собственных средств будет осуществляться финансирование принятой Концепции, ведь известно, что треть предприятий автопромышленности являются убыточными, отягощенными большой кредиторской задолженностью, более 35% которой приходится на бюджет и внебюджетные фонды. Отсюда единственный источник финансирования – это бюджет, то есть, в конечном счете, рядовые российские налогоплательщики, которым будут впоследствии предложены автомобили того же качества, но по в два раза большей цене.

  Притом, ограничивая доступ автомобилей иностранного производства, надеяться на приток иностранных инвестиций в отрасль, на наш взгляд, не приходится.
  По нашему мнению, принятие новой Концепции развития отечественного автопрома попросту пролоббировано заинтересованными лицами и представляет собой не что иное, как крупномасштабную финансовую схему использования бюджета для обогащения не государства, а отдельных личностей. Как водится в России, там, где начинаются льготы, начинается воровство.

  Таким образом, в России продолжается практика принесения в жертву интересов потребителя в угоду производителю.