Курильский вопрос

in Вестник РЭО №33, Россия и мир

18 марта по инициативе комитетов по безопасности, международным делам и геополитике в Госдуме РФ проходили парламентские слушания - “Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности”.

  В результате бурных обсуждений депутаты приняли рекомендации в адрес правительства по проблеме Южных Курил. Рекомендации после доработки будут направлены президенту, правительству, МИД, ФСБ, Федеральной погранслужбе, Гостаможкомитету, Федеральной службе геодезии и картографии и Минпечати. Ведомствам рекомендовано впредь реагировать должным образом на разного рода демарши японской стороны и позаботиться о пропаганде идеи русских Курил.

  Действительно, Япония давно уже фактически занимает позицию открытого пренебрежения к государственной границе России, заявляя, что принадлежность островов спорная и проводя на опубликованных официальных географических картах границу с Россией между островами Уруп и Итуруп, включая таким образом в состав Японии все “северные территории”. Бесспорно, российским властям давно пора было обратить внимание на такое неуважение к государству и целостности его границ, тем более, что в последнее время давление японской стороны на Россию с целью добиться решения о передаче островов Японии заметно усилилось. Дело дошло даже до скандала, когда глава японского МИД И.Кавагути заявила, что российский министр иностранных дел И.Иванов, находясь с визитом в Токио, якобы согласился передать острова Японии по схеме “два плюс два”. Это утверждение после не раз опровергалось российской стороной.

  В принятых депутатами рекомендациях, как пишет “Страна.Ru”, в частности, отмечается что в постсоветский период вокруг Южных Курил складывается бессмысленная ситуация, которая осложнялась непоследовательными противоречивыми политическими заявлениями со стороны отдельных официальных лиц Советского Союза и Российской Федерации. В этой связи, авторы рекомендаций подчеркивают, что передача Южнокурильских островов Японии была юридически обусловлена заключением мирного договора, а мирный договор по вине японской стороны заключен не был. Таким образом, в рекомендациях подчеркивается отсутствие необходимости ведения дальнейших переговоров с Японией по вопросу заключения мирного договора. “Участники слушаний убеждены в том, что мирный договор с Японией ценой территориальных уступок для России неприемлем”, хотя развитие добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с Японией отвечает национальным интересам России.

  Кроме того, по окончании слушаний зампредседателя международного комитета Думы А.Шабанов на пресс-конференции заявил о том, что в настоящее время в Госдуме готовится законопроект “О территориальной целостности РФ”, в котором будут “жестко поставлены вопросы незыблемости границ России”. Несмотря на то, что незыблемость границ закреплена Конституцией, а территориальные споры решаются только межгосударственными соглашениями, принятие такого закона, на наш взгляд, было бы полезным, так как еще раз продемонстрировало серьезность намерений российской стороны раз и навсегда закрыть эту тему в российско-японских отношениях. Ведь Конституция существует уже с конца декабря 1993 г., однако тема о принадлежности Южных Курил продолжала развиваться и недавно была даже доведена до скандала, а также привела к акциям протеста в Сахалинской области.

  Кроме того, о серьезности намерений России свидетельствует и тот факт, что 19 марта на Сахалине и Курильских островах начались крупномасштабные командно-штабные учения, целью которых является проверка боевой и мобилизационной готовности органов военного управления, совершенствование слаженности действий войск и их взаимодействия с другими силовыми структурами, сообщает “Интерфакс”. Учения продлятся до 23 марта.

  Вывод: Поднятая недавно благодаря общественному мнению проблема Южных Курил имеет сейчас, на наш взгляд, все шансы быть, наконец, закрытой для дальнейшего обсуждения и спекуляций на эту тему. Мы уже писали в “Вестнике” №27 о том, что компромисс по этому вопросу найден быть, на наш взгляд, не может, так как стороны не в состоянии отойти от своих позиций, и приводили целый перечень причин, почему передача островов произойти не может, так как это обернется непоправимыми последствиями для России.

  Тем не менее, окончательно закрывать тему Южных Курил нельзя. Это связано, прежде всего, с крайней экономической неустроенностью островов и бедственным положением жителей их населяющих, фактически зависящих от гуманитарной помощи японцев. На наш взгляд, необходимо разработать комплекс реальных и эффективных мер (а не ту филькину грамоту, коей является сейчас федеральная программа развития Курил) по вовлечению Курильских островов в целом и Южных Курил в частности в экономику Дальнего Востока. Именно решение этой проблемы позволит окончательно закрепить Курилы за Россией как де-юре, так и де-факто.