Реструктуризация российских долгов

in Вестник РЭО №34, Госдолг

26 марта завершился двухдневный официальный визит М.Касьянова в Монголию, после чего глава российского правительства вылетел во Вьетнам. По итогам визита в Монголию был подписан ряд двусторонних экономических документов, в частности, Протокол между Правительствами РФ и Монголии о торгово-экономическом сотрудничестве на 2002 г., Протокол об урегулировании текущей задолженности Монголии перед Россией за 2001-2002 г., Договор стабильности по сотрудничеству в области газификации, а также Консульская конвенция и договоренность об упорядочении режима государственных границ.

  Остановимся на условиях погашения Монголией госдолга перед Россией, составляющего порядка $11 млрд. В результате переговоров премьеров двух стран было заявлено, что достигнута договоренность о совместном решении долговой проблемы. По словам российского премьера, “политическое руководство Монголии поддерживает намерения России по укреплению своего присутствия в монгольской экономике”.

  Монголия долго не соглашалась признать весь объем долга и, наконец, во время визита М.Касьянова в Улан-Батор признало всю сумму задолженности. Конкретная схема урегулирования долга может быть выработана к визиту премьер-министра Монголии в Москву осенью т.г.

  Однако некоторые детали уже были прокомментированы “Ведомостям” замминистром финансов РФ В.Чернухиным, который заявил, что стороны сошлись на схеме реструктуризации, предполагающей списание 95% долга. Причем российская сторона выразила готовность принять в погашение долга пакеты акций монгольских предприятий.

  Россия, по информации “Ведомостей”, предложила Монголии сразу списать 70% долга и реструктурировать остальную сумму на 40 лет с начислением на нее 0,5% годовых. Таким образом, фактически списывается 80% от реструктурированной части задолженности. В целом же, под списание попадает 95% монгольского долга в $11 млрд., а ежегодные платежи, по словам В.Чернухина, не превысят $30 млн.

  В 2001 г. Россия должна была по графику потратить $14 млрд. на обслуживание внешнего долга, а фактически $17 млрд. с учетом погашения долга ЦБ РФ. Как отмечалось, в частности, зампредом комитета Госдумы по бюджету и налогам М.Задорновым, о чем мы уже писали в “Вестнике” №29, Россия в 2001 г. выплатила по внешнему долгу более $20 млрд. (возможно $22 млрд.) с учетом откупа долгов через аффилированные структуры.

  Вывод: Таким образом, Россия последовательно проводит политику по списанию или реструктуризации на длительный срок долгов различных стран перед ней. При этом форсированными темпами старается как можно быстрее выплатить свою внешнюю задолженность. В последние годы Россия придерживается практики существенных выплат по внешнему долгу, в среднем составляющих в пределах четверти расходов бюджета.

  Несмотря на одобрение в целом Правительством РФ 21 февраля основных положений Концепции по управлению госдолгом, к сожалению, до сих пор нет полной ясности в этом вопросе. Уже слышны призывы к наращиванию внутренних заимствований. Как мы писали в “Вестнике” №29, вести в настоящее время разговоры о массированном наращивании рынка внутреннего заимствования явно преждевременно. Россия пока не достигла уровня развития, достаточного для эффективного внедрения этого механизма. Прежде всего, необходима реализация ряда первостепенных мер, таких как:
  1)      Проведение реформы банковского сектора, о чем мы неоднократно писали.
  2)      Разработка комплекса мер, направленных на соблюдение и защиту прав акционеров в российских компаниях.
  3)      Создание цивилизованного рынка капиталов в стране.
  В отношении же выплаты внешних долгов, нужно отметить следующее:
  1)      По-прежнему вокруг госдолга продолжаются различного рода махинации. В условиях неясности до конца обстоятельств недавнего урегулирования госдолга России перед рядом европейских стран, подобная практика продолжается.
  2)      Все игры со списанием, реструктуризацией внешней задолженности России в том виде, в каком они происходят в настоящее время, по-прежнему являются объектом коммерческой деятельности и коррупции. В результате, основную выгоду получает не государство, а участники процесса погашения.
  3)      Как не было ясной, прозрачной, четкой и понятной долговой стратегии, так ее и нет.

  Безусловно, выплачивать долги нужно, однако это не должно быть основной целью деятельности правительства. Задача правительства – развитие экономики и создание условий для повышения благосостояния граждан. Кроме того, выплата долгов любой ценой неприемлема. Для эффективного обслуживания государственного долга необходимо скорейшее принятие прозрачной и контролируемой долговой стратегии.