Налоговая централизация в России

in Вестник РЭО №36, Налоги

На заседании правительства России 21 марта премьер-министр М.Касьянов заявил о сохранении в ближайшей перспективе принципа распределения налогов по звеньям бюджетной системы (“центр-регионы”) в соотношении 65:35.
  Как заявил М.Касьянов, существующая сегодня пропорция распределения доходов между центром и регионами позволяет правительству в полной мере выполнять свои обязательства. В то же время налоговая база субъектов федерации должна оставаться надежной и предсказуемой. Поэтому все дальнейшие изменения, заявил М.Касьянов, должны быть основаны на улучшении системы налогообложения, но не на увеличении централизации, сообщает “Газета.Ru”.

  Вопрос распределения собранных в регионах налогов между бюджетами чрезвычайно актуален. В соответствие с Бюджетным кодексом, принятым в 2000 году, вся сумма полученных в регионах налогов должна распределяться между федеральным и региональными бюджетами в соотношении 50:50. Однако уже в бюджете-2000 и особенно в 2001 г. эта пропорция была нарушена: в бюджете-2001 доходы распределялись в пропорции 65:35, что продолжается и в бюджете-2002. В ближайшей перспективе, видимо, такая тенденция сохранится.

  Сложившаяся система централизации, на наш взгляд, необязательно принципиально плоха. Государству легче выполнять федеральные обязательства - по финансированию армии, высшего образования, медицины и т.п., усиливается центральная власть, слабевшая в течение 10 лет.
  Но с другой стороны, законы принимаются для того, чтоб их исполнять. Не стимулируется экономическое развитие регионов, которые из доноров постепенно начнут превращаться в реципиентов. Сейчас в России только 14 регионов являются донорами, 75 же - дотационные. Это колоссальная проблема. Все больше руководителей регионов обивают пороги Минфина как единственного спасителя, вместо того, чтобы повышать налоговые сборы в регионах.

  Вывод: В федеративном государстве регионы должны иметь солидную финансовую базу и стабильность схемы перераспределения налогов. Это постепенно позволит сократить трансфертные платежи, послужит сигналом для регионов не надеяться на помощь центра, а развивать экономику на местах. Сегодня складывается впечатление, что для численно доминирующей группы дотационных регионов нынешняя система вполне приемлема, но она не стимулирует развитие экономики.

  Основной задачей правительства, на наш взгляд, должно быть стимулирование процессов в регионах, с тем чтобы дотационные регионы постепенно превращались в доноров. Однако пока такие тенденции не наблюдаются. Наоборот, в регионах интенсивными темпами происходит накопление задолженности по заработной плате, которая, по данным Госкомстата РФ, на 1 марта составила 34,585 млрд. руб. В феврале она увеличилась почти на 4 млрд. руб., что составляет порядка 4% от суммы собранных МНС налогов в стране за этот период (96,6 млрд. руб.). Очевидно, что если изменить пропорцию распределения налогов “центр-регион” с 65:35 на 60:40, то проблема с задолженностью исчезла бы сама собой.

  Как мы уже писали, концентрация финансов на федеральном уровне вполне оправданна. Однако сейчас, по прошествии двух лет усиленной централизации, на наш взгляд, пришло время начать постепенное движение к выполнению определенного в Бюджетном кодексе соотношения (50:50).