Новый рычаг воздействия: банкротство стран

in Вестник РЭО №36, Россия и мир

8 апреля США поддержали процедуру банкротства государств, одобренную МВФ в ноябре 2001 г. Федеральное казначейство США предложило пересматривать условия по обязательствам стран, объявивших дефолт. Согласно предлагаемому плану, дефолт будет предсказуемым, и процедуры будут осуществляться при ослаблении требований по многомиллиардным долгам. Первый замдиректора-распорядителя МВФ Э.Крюгер недавно предложила объединить все обязательства стран, объявивших дефолт, что, по ее мнению, позволит упростить процедуру реструктуризации долгов. США согласились с такой позицией, но при условии, чтобы страны, как заявил замминистра финансов Д.Тейлор, проводили “коллективные действия” со своими кредиторами по внесению новых пунктов в свои обязательства для решения проблем. В целом, как говорит МВФ, введение новой системы направлено на снижение риска потерь для инвесторов и создание режима международного банкротства.

  Долгое время продолжалась дискуссия между США и МВФ о том, какой должна быть в результате схема банкротства суверенных заемщиков. Эта тема обсуждалась, в частности, в начале апреля на экономической конференции в Вашингтоне.

  С точки зрения США, новая система государственного банкротства должна сводиться к универсальному внедрению нормы британского права, в соответствие с которой, квалифицированное большинство кредиторов несостоятельного должника может согласиться на реструктуризацию задолженности, а меньшинство обязано будет подчиниться. Соединенные Штаты выступают также за принцип обратного действия для новой схемы государственного банкротства, то есть за то, чтобы новые процедуры постепенно добавить в уже заключенные контракты.

  Изначальный подход МВФ к проблеме банкротства стран, сформулированный в ноябре, в случае реализации приводил бы к тому, что Фонд, являясь одним из кредиторов, фактически становился бы международным арбитром в долговых спорах с участием государств, с правом решать кого ограждать от притязаний кредиторов, а кого нет. Недавно эта позиция была скорректирована. МВФ, в лице Э.Крюгер, согласился с тем, чтобы инициатива реструктуризации долгов исходила от квалифицированного большинства кредиторов. Однако с точки зрения Э.Крюгер, общее согласие с порядком урегулирования суверенных банкротств необходимо закрепить в виде изменений в уставе МВФ и принять международные правила, позволяющие устанавливать приоритет перед решениями национальных судебных инстанций.

  Контрольные функции за реструктуризацией госдолгов предлагается возложить на новый независимый от МВФ международный орган, полномочия которого позволяли бы государствам-банкротам реструктуризировать свои долги, не подвергаясь судебному преследованию со стороны частных кредиторов.
  Ожидается, что новые подходы к банкротству стран будут обсуждаться во время предстоящей вскоре весенней сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка и на традиционно приурочиваемых к ней совещаниях ведущих финансистов мира, в том числе в формате “большой семерки”, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

  Вывод: Введение в действие процедуры государственного банкротства, на наш взгляд, направлено не столько на снижение рисков потерь для инвесторов, сколько на создание нового колоссального рычага воздействия на развивающиеся страны со стороны развитых государств и, прежде всего, США. Помимо экономической направленности, этот рычаг может в определенных случаях носить и политический характер.

  Кроме того, новая система пока не находит широкой поддержки у многих частных инвесторов, держателей долгов. Это в частности, касается возможности принятия международных правил, которые имели бы приоритет перед решениями национальных судебных инстанций.