Послание Президента РФ Федеральному собранию

in Вестник РЭО №37, Власть

18 апреля в Мраморном зале Кремля Президент РФ В.Путин обратился с ежегод- ным Посланием к Федеральному собранию. Напомним, что ежегодное обращение президента о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики является главным программным документом российской власти на текущий год.

  Первая часть выступления была посвящена анализу позитивных тенденций в экономической, социальной и политической ситуации в России. По словам президента, есть позитивные моменты в экономической жизни страны, улучшение заметно в решении таких социальных проблем как безработица, улучшилась ситуация в системе образования. Однако “для головокружения от успехов оснований нет”. “России сегодня нужны более амбициозные цели, более высокие темпы роста”, - заявил президент. “Столь низкая оценка возможностей России [3,5-4,6%, зафиксированные в прогнозах правительства] не на пользу делу. Больше того, она не предполагает активной политики, не предусматривает мер, нацеленных на использование возможностей российской экономики” - заявил В.Путин.
  Особое внимание президент уделил проведению административной реформы, однако как и в прошлом году не указаны конкретные пути и сроки реформирования. Надеяться на то, что аппарат будет реформировать сам себя, на наш взгляд, не приходится.

  Президентом были отмечены позитивные результаты реформы федерального устройства России (создание института полпредства). “Власть стала ближе к регионам”, – заявил В.Путин. В то же время было подчеркнуто дальнейшее изучение практики заключения между центром и регионами договоров о разграничении полномочий.

  Президент России призвал законодателей быстрее принять комплекс законодательных актов, регулирующих работу малого и среднего российского бизнеса, новый закон о банкротстве, “наверстать отставание в банковской реформе”. Речь также шла о судебной реформе, реформе здравоохранения и естественных монополий.

  Отдельное внимание было уделено вопросу вступления России в ВТО. “ВТО - не абсолютное зло и не абсолютное добро... ВТО – это инструмент”, - заявил президент. Членство в ВТО, по мнению В.Путина, на приемлемых условиях “станет инструментом развития российской экономики”.
  Президент остановился на важнейшей реформе ЖКХ, определив главной целью реформы “улучшение качества услуг при снижении затрат”.
  Описывая будущее военной реформы в России, В.Путин заявил, что перевод воинской службы на контрактную основу остается для правительства "главной целью в данной области".

  В.Путин подчеркнул, что в настоящее время “серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в стране представляет рост экстремизма”. Опасны те, кто “под фашистскими, националистическими лозунгами и символикой устраивает погромы, избивает и убивает людей”. В этой связи В.Путин сказал, что уже в ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект о борьбе экстремизмом.

  Во внешней политике главным внешнеполитическим приоритетом России останется работа со странами СНГ. В то же время, президент твердо заявил о приоритетах на европейском направлении: активная работа с ЕС по формированию единого экономического пространства, поддержание постоянного диалога с США и НАТО. Важнейшей целью во внешней политика президент назвал “обеспечение стратегической стабильности в мире”.

  Вывод: Послание президента в целом имело преимущественно экономическую направленность. Было поднято множество насущных экономических проблем, требующих скорейшего решения. Позитивно, что основной задачей президент видит укрепление благосостояния граждан и обеспечение экономического роста.

  Несмотря на ярко выраженную экономическую направленность послания, в нем, на наш взгляд, не хватало конкретики. Как уже повелось, нынешнее правительство не в состоянии самостоятельно ставить задачи и их выполнять. В настоящее время складывается впечатление, что ответственным за проведение экономической политики в государстве является не правительство, а президент. Поэтому правительство ждет указаний и рекомендаций президента. В нынешнем же послании президента, к сожалению, не было четких указаний по дальнейшим действиям правительства, не была сформулирована материализованная цель деятельности правительства на год. На наш взгляд, должны были быть определены четкие границы основных макроэкономических показателей, о выполнении которых по прошествии года правительство должно было бы отчитаться. В результате, правительство не имеет четких задач и ориентиров деятельности. При таких исходных задачах на год, на наш взгляд, нельзя ожидать от правительства существенных достижений в экономической политике по итогам года. Зачем нужно куда-то стремиться, если изначально не определены конечные ориентиры.

  Хочется надеяться, что основные экономические ориентиры будут отражены в Бюджетном послании президента Федеральному собранию.