Альтернативная гражданская служба

in Вестник РЭО №37, Реформы

17 апреля Госдума приняла в первом чтении проект закона об альтернативной гражданской службе (АГС). Правительственный вариант закона поддержал 251 депутат при 158 “против” и трех воздержавшихся.
  Основные положения закона об альтернативной службе, приведенные “Газетой.Ru”, следующие:
 1.  Срок службы – 4 года (для лиц с высшим образованием – 2 года).
 2.  Место прохождения службы – преимущественно по месту жительства: в другой регион призывников направят, только если на родине нет возможностей для прохождения альтернативной службы. Призывники должны в основном проходить службу в организациях здравоохранения и образования.
 3. Порядок поступления на альтернативную службу – доказательный. Вместе с заявлением о желании проходить альтернативную службу человек должен доказать с помощью справок или иных документов, что он не может проходить службу в армии.
 4. Рабочий день – нормированный (8 часов).
 5. Возможность получения образования или дополнительная работа в других местах – разрешена.
 6.  Если призывника уволят с места прохождения альтернативной службы за нерадивость, он автоматически отправится в армию.

  Таким образом, как заявил председатель комитета гражданского контроля партии “Яблоко”, в случае принятия законопроекта, Россия станет единственной в Европе страной, где срок альтернативной службы составляет 4 года. В соответствие с международной практикой, срок альтернативной службы не должен превышать срок армейской службы более, чем в полтора раза.

  Вывод: Создание института альтернативной службы, безусловно, необходимо. Это право граждан записано в Конституции РФ.
  Однако момент принятия, на наш взгляд, выбран неудачный. Институт альтернативной службы должен быть сформирован только после создания профессиональной армии. В рамках же всеобщей воинской повинности новый призыв на службу в армию резко сократиться.

  Альтернативная служба обладает существенными преимуществами в сравнении с армейской. Здесь время не теряется зря, как это происходит во время службы в армии. Человек сам определяет направления своего дальнейшего развития, ему предоставляется право получения образования и устройства на работу. Одним словом, молодой человек продолжает самосовершенствоваться. В этих условиях, создается опасность того, что призывники в большинстве своем переориентируются на прохождение альтернативной службы. Если это произойдет, создастся призывной вакуум в армейских частях, а в армии, как известно, лишних людей нет. Непонятно, каким образом будет восполняться недостаток людей в боеспособных частях армии? Эта проблема снимается при наличии института профессиональной армии. Однако в рамках всеобщей воинской повинности Министерству обороны для полной укомплектации армейских частей нужно будет увеличивать призыв, чтобы восполнить людские прорехи, образовавшихся в связи альтернативным характером несения воинской службы определенным количеством призывников.

  В ситуации, когда есть возможность учиться и работать, и сочетать это с прохождением воинской службы, даже срок в 4 года, на наш взгляд, не остановит призывников. В целом же, вызывает сомнения целесообразность столь длительного срока службы.