Концепция развития страхования в России

in Вестник РЭО №38, Экономика

26 апреля на заседании правительства обсуждалась Концепция развития страховой деятельности в Российской Федерации. В результате документ, подготовленный Минфином, был в целом одобрен и отправлен на доработку в течение месяца с учетом замечаний со стороны правительства, депутатов и страхового сообщества. Кроме того, Минфин должен предоставить и проекты необходимых для реализации Концепции законов, а именно “Об основах обязательного страхования” и поправки к закону “Об организации страхового дела”.

  Основные дискуссии развернулись вокруг разделов Концепции, посвященных доступу иностранных страховых компаний на российский рынок, созданию Федеральной перестраховочной системы и введению международной системы бухучета и отчетности в страховании.
  По словам замминистра Минфина М.Моторина, представляющего Концепцию, Федеральная перестраховочная система должна предотвратить уход средств, выделяемых страховыми компаниями на перестрахование, за границу, сообщает “Страна.Ru”. Эта система не обязательно должна быть государственной организацией, она может представлять собой пул крупных страховых компаний.

  В вопросе доступа иностранных страховщиков в Россию, М.Моторин подчеркнул, что сегодня в России для иностранных страховщиков действует квота в размере не более 49% акций в капитале российских страховых компаний и 15% от общей суммы капитала всех отечественных страховщиков, в то время как реально их доля на рынке составляет всего 4,1%. Страховой рынок в России, несомненно, будет открываться, но, как заметил замминистра, “прежде чем открывать рынок, его надо сформировать”. Снятие ограничений на допуск иностранных страховщиков в Россию будет изменяться в рамках переговорной позиции России при вступлении в ВТО.

  Подготовленный Минфином документ содержит ряд новшеств. В частности, в Концепции содержится существенное расширение видов обязательного страхования, куда помимо обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, уже одобренного Госдумой и Советом Федерации, планируется добавить страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами, обязательное страхование владельцев источников повышенной опасности (в частности, атомных станций, гидроэлектростанций), страхование имущества от огня и иных опасностей, страхование профессиональной ответственности (врачей, юристов, бухгалтеров, риэлторов и др.).

  Еще одним нововведением является запрет совмещения в одной компании страхования жизни или пенсионного страхования со страхованием имущества. Такая мера объясняется тем, что в случае одновременных крупных страховых выплат по иным видам ущерба, у страховой компании может не хватить средств на выплаты по страхованию жизни и пенсионному страхованию. В этом случае социально значимые виды становятся социально опасными.
  Кроме того, Концепция предполагает увеличение в ближайшие 3-4 года требований к минимальному капиталу страховых компаний с 25 тыс. МРОТ до 40-60 млн. руб.

  Как сообщил М.Моторин, по итогам 2001 г. страховые компании собрали страховых премий на сумму 270 млрд. рублей и произвели страховых выплат на сумму 170 млрд. рублей. По доле страхового сектора в ВВП (более 3%) Россия сопоставима с такими странами как Чехия и Венгрия, но отстает от развитых стран (в ЕС доля страхования в ВВП - 8,5%, в Великобритании - 13%, в ЮАР - 16%, в Люксембурге - 30%).

  Вывод: Развитие страхового рынка является важнейшим элементом прогрессирования экономики. Страховой сектор призван трансформировать накопления предприятий и населения в долгосрочные инвестиции. Кроме того, наличие развитого страхового рынка обеспечивает населению страны и предприятиям спокойствие и предсказуемость.

  Однако в России влияние этого важнейшего элемента сведено почти к нулю. Как заявил премьер-министр М.Касьянов, “этот резерв экономики пока еще практически не использовался”. Правительство, по словам премьера, уделяло мало внимания этому вопросу, и сейчас должно принять меры для стимуляции развития российского страхового рынка и, в частности, стимулировать работу иностранного капитала на нем.
  В целом можно позитивно охарактеризовать направленность нововведений, содержащихся в Концепции. Это и повышение минимального размера уставного капитала, что способствует увеличению финансовой устойчивости страховых компаний, являющейся основным фактором их успешного функционирования в виду характера деятельности. И возможность переложения с государства на страховые компании части материальной ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде. Страховщики в состоянии помочь государству в этом вопросе, так как имеют возможности формировать большие пулы и перестраховывать дорогие природные и техногенные риски на международных рынках.

  В то же время, Концепция несколько консервативна в вопросе доступа иностранных страховых компаний на российский рынок. В частности, установлены ограничения на участие иностранцев в страховании жизни, в то время как в России данного вида страхования почти нет. В большинстве случаев под этим понятием скрывается так называемая оптимизация налоговых выплат. Иностранные же компании смогут предоставлять более качественные и дешевые услуги по реальному страхованию жизни российских граждан. С другой стороны, с приходом иностранных страховщиков начнется процесс вытеснения менее конкурентоспособных отечественных страховых компаний. В целом же, ограничения на допуск иностранных страховщиков в Россию будут определяться в рамках переговорного процесса по вступлению России в ВТО.