Евразийское экономическое сообщество

in Вестник РЭО №39, Россия и мир

13 мая в Москве прошло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав государств. В сообщество входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. По итогам заседания Молдавия и Украина получили статус стран-наблюдателей при ЕврАзЭС.

  По итогам заседания, как сообщил председатель ЕврАзЭС Президент Казахстана Н.Назарбаев, было принято 19 документов, основными из которых являются решение о согласовании позиций государств - членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). При этом за основу вступления берется позиция России. Принято соглашение о разработке механизма защиты внутренних рынков в условиях неприменения компенсационных антидемпинговых мер о взаимной торговле и достигнута договоренность о согласовании пограничной политики государств - членов ЕврАзЭС. Остальные документы связаны с организационной стороной функционирования Сообщества.

  В то же время Н.Назарбаев отметил, что “самым крупным и важным” членом ЕврАзЭС является Россия, а интеграция государств Союза нужна для того, чтобы защитить экономики стран в период глобализации.

  ЕврАзЭС была создана год назад по инициативе Казахстана на базе Таможенного союза. В отличие от Содружества Независимых Государств ЕврАзЭС является более серьезной и закрытой организацией. Для вступления в Сообщество стране-претенденту необходимо сначала выполнить определенные требования по приведению в соответствие своей внешнеэкономической деятельности и пережить некоторый переходный период, пройдя путь от наблюдателя до полноценного члена организации. К примеру, у Таджикистана выполнение всех требований заняло 2 года.

  Кроме того, уставом закрепляется обязательное выполнение решений руководящих органов Сообщества для всех его участников, в отличие от практики в СНГ, где возможно частичное выполнение и даже невыполнение некоторых решений, которые чем-то не устраивают страны Содружества.
  В рамках ЕврАзЭС действует режим свободной торговли, то есть отсутствуют ввозные пошлины, квоты и лицензии во взаимной торговле. Это является одним из основных экономических преимуществ данной организации. В то же время в рамках СНГ, для сравнения, присутствует примерно 300 изъятий из режима свободной торговли в двусторонних соглашениях.

  Текущий бюджет ЕврАзЭС составляет $2 млн., из которых 40% приходится на Россию, по 20% - на Белоруссию и Казахстана и по 10% - на Киргизию и Таджикистан.

  Как заявил Президент России В.Путин, за год “Евразийский союз постепенно превратился в локомотив интеграционных процессов”.
  Вывод: На наш взгляд, перспективы развития ЕврАзЭС, в отличие от СНГ, выглядят куда более предпочтительно. ЕврАзЭС является более серьезной и содержательной организацией, у которой есть будущее. По нашему мнению, ЕврАзЭС - наиболее перспективная с экономической, политической точки зрения, а также с позиций интеграционных процессов организация на пространстве бывшего СССР.

  Несмотря на то, что ЕврАзЭС существует только 1 год, уже достигнут определенный прогресс в развитии стран в рамках организации. Как заявил Н.Назарбаев, степень интеграции внутри ЕврАзЭС стала очевидной для присутствующих: общий товарооборот за год вырос на 12%, согласовано 60% тарифных ставок, рост ВВП в промышленности и сельском хозяйстве составил 10%, сообщает “Страна.Ru”.

  В настоящее время в рамках ЕврАзЭС уже согласован ряд решений по транзиту, продолжается процесс формирования единого таможенного тарифа. Действует программа “Десять простых шагов навстречу простым людям”, предоставляющая большую свободу передвижений и проживания гражданам стран-участниц, действует безвизовый режим, а также соглашение об упрощенном порядке предоставления гражданства. Приоритетным вопросом является принятие полноценного соглашения, закрепляющего все элементы миграционных процессов внутри Сообщества, разработка которого ведется в настоящее время. В ближайшее время начнется разработка межгосударственных целевых программ и инвестиционных проектов.