Уточнение среднесрочных перспектив роста экономики России
- Войдите чтобы оставить комментарии
20 мая Минэкономразвития (МЭРТ) и Минфин внесли на рассмотрение правительства уточненный прогноз экономического развития России до 2005 г. после критики со стороны президента в отсутствии амбициозности прогнозов экономического роста.
В результате, на 2002 г. МЭРТ повысило прогноз роста ВВП на 0,2% до 3,6%, вследствие пересмотра ведомством средней цены нефти марки “Urals” с $20,5 до $21,5 за баррель. В итоге, экспорт нефти, согласно прогнозу, возрастет на 8,1 млн. тонн в т.г., что в денежном выражении составит дополнительные $1,5 млрд.
В 2003 г. темпы роста ВВП по оптимистическому сценарию (цена нефти – $21,5-$22 за баррель) повышены до 4,4%, по пессимистическому (цена нефти $18,5 за баррель) – до 3,4%. При этом экспорт нефти увеличится на 13-16 млн. тонн, что в денежном выражении принесет дополнительно $2,1 млрд.
В 2004 г. темпы роста ВВП по оптимистическому сценарию (цена нефти – $22 за баррель) повышены до 5,4%, по пессимистическому (цена нефти $18,5 за баррель) – до 4%.
И в 2005 г. темпы роста ВВП по оптимистическому сценарию (цена нефти – $22,5 за баррель) повышены до 5,6%, по пессимистическому (цена нефти $18,5 за баррель) – до 4,3%.
Как заявил 20 мая замглавы Минэкономразвития А.Дворкович, изменения в правительственный прогноз экономического развития на среднесрочную перспективу сделаны “самые минимальные”, сообщает “Газета.Ru”. По его словам, корректировки произошли в основном за счет уточнения базового роста ВВП, в частности, в 2002 г. При этом, корректировки макроэкономического прогноза на 2003-2005 гг. “существенно менее, чем даже 0,5%” - изменения лежат в диапазоне десятых долей процента.
В то же время 19 мая, премьер-министр М.Касьянов заявил, что правительство России не намерено принимать необдуманных решений в погоне за высокими темпами экономического роста. По его словам, в обществе сейчас сложилась не очень правильное восприятие дискуссии между президентом и правительством по вопросу о прогнозе экономического развития. “Некоторые аналитики неправильно трактуют слова президента”, - отметил М.Касьянов, подчеркнувший, что когда речь идет о недостаточной амбициозности правительства, это касается лишь невысоких показателей в прогнозе экономического развития.
Вывод: Таким образом, существенных “более амбициозных” корректив прогнозов экономического роста не произошло. Коррективы на десятые доли процента вообще не могут считаться значимым изменением в условиях России.
Кроме того, даже то незначительное улучшение прогнозных значений показателей экономического роста в основном базируется на конъюнктуре цен на нефть, вместо акцента на эффекте от реализации реформ. Однако непонятно, на какие реальные перспективы роста можно рассчитывать при падении цен на нефть, а не при их постепенном росте, согласно оптимистическому сценарию прогноза. В случае же колебания цен на нефть в пределах $18-$18,5 за баррель темпы роста остаются такими же, как и были сформулированы до прозвучавшей критики со стороны президента. Таким образом, ситуация с прогнозом экономического развития на 2003-2005 гг. не поменялась.
Кроме того, непонятно, какие реальные меры (в отличие от цен на нефть, изменение которых прямо не зависит от деятельности правительства) будет предпринимать правительство и какие цели для достижения оно перед собой ставит на рассматриваемый период, которые можно было бы реально “пощупать”?
Как мы уже писали в “Вестнике” №26, Президенту стоило бы ставить перед правительством абсолютно конкретные и простые задачи, под которые подстраивалась бы деятельность правительства. Таких экономических задач, на наш взгляд, могло бы быть пять:
1. Удвоение бюджета в долларовом выражении каждые два года незави- симо от конъюнктуры на нефть и другое сырье. Для этого нужны другие усилия по сбору налогов и таможенных пошлин. От этого зависят наши возможности в здравоохранении, образовании, обороне и т.д. (финансовая база власти)
2. Удвоение средней зарплаты в стране. (благосостояние населения)
3. Уровень инфляции не должен превышать 10% в год. (финансовые условия развития)
4. Прямые иностранные инвестиции должны составлять не менее $10 млрд. в год. (капитал для ускорения развития)
5. Снижение налогов на зарплату до 15-20%, снижение налога на прибыль до 15%. (выведение экономики из тени)
Если же такие задачи перед правительством не поставлены, то все может свестись к разговорам и потере темпа. В этом смысле, критика президента в отсутствии амбициозности в прогнозах экономического развития страны в адрес правительства, прозвучавшая в начале апреля, преследует эту же цель, хотя конкретных цифр названо не было. Однако правительство последующими действиями (в частности, уточнением прогнозов) вновь подтвердило свое нежелание “рисковать” и ставить серьезные задачи. В этих условиях рассчитывать на рывок в экономическом развитии не приходится.
Россия по итогам I квартала т.г. заняла лишь 9 место по темпам роста ВВП среди стран СНГ (3,3%), в то время как в Казахстане, занявшем 1 место, рост составил 10,7%. По итогам же 2001 г. Россия заняла 8 место среди стран СНГ, первое же место вновь занял Казахстан с 13,2% роста ВВП.