10-й саммит Россия-Евросоюз

in Вестник РЭО №41, Россия и мир

29 мая в Москве проходил 10-й саммит Россия-Евросоюз. В результате, по итогам форума подписано совместное заявление Президента РФ и руководящей тройки, а также 4 совместных заявления: о дальнейших практических шагах по развитию политического диалога и сотрудничества по регулированию кризисов и вопросам безопасности; по энергодиалогу; по Ближнему Востоку и по ситуации в индо-пакистанских отношениях, сообщает “Страна.Ru”. Единственным конкретным решением саммита стало назначение представителя России по контактам с военным штабом ЕС, которое оценивается как “важный шаг по развитию практического обмена информацией по военному регулированию кризисов”, что говорится в текстах подписанных документов.

  Однако самым главным в повестке дня переговоров, безусловно, был вопрос создания транзитного коридора между Калининградской областью и остальной территорией РФ. Но по нему сторонам так и не удалось найти взаимопонимание.

  Напомним, что в 2003 г. в Евросоюз будут приняты Польша и Литва, после чего Калининградская область России фактически окажется отрезанной от основной территории страны. Россия совершенно справедливо добивается безусловного соблюдения прав проживающих в Калининградской области граждан на свободное передвижение по своей стране. Иное противоречит Конституции РФ, 27-ая статья которой гласит: “Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства”.

  В этой связи, Россия предлагает следующее решение проблемы: перевозку граждан России и грузов осуществлять в опломбированных вагонах в сопровождении полицейского эскорта.
  Евросоюз же не согласен с предложениями России и предлагает гражданам Калининградской области получать многократные шенгенские визы для передвижения через свою территорию поездом или без оформления виз пользоваться услугами авиасообщения. Однако эти условия не могут быть применимы по нескольким причинам:

1)      Они противоречат Конституции, о чем уже говорилось выше.

2)      Возникает угроза сохранения целостности страны.

3)    Уровень благосостояния жителей Калининградской области не позволяет пользоваться авиаперелетами. Нет средств и на оформление загранпаспортов.

4)     Кроме того, российские граждане фактически окажутся в ситуации, когда для передвижения по собственной территории им нужно будет оформлять визы иностранных государств. Это неприемлимо. Также возникает опасность того, что со стороны чиновников ЕС россиянам будут чиниться препятствия в их оформлении.

В целом же непонятно, почему для беспосадочных авиаперелетов оформление визы не требуется и в то же время для безостановочного преодоления 260 км пути поездом (около 2 часов по времени) в опломбированных вагонах необходимо оформление визы? В этой схеме явно что-то не так и цели преследуются не те, о которых говорится во всеуслышание.

  Кроме того, стоит отметить тот факт, что на территории ЕС действует шенгенское безвизовое пространство. Гражданам стран, не входящих в ЕС (например, США, Канады, Норвегии, Исландии, Японии, а также “других цивилизованных стран”), получить шенгенские визы несложно. Однако к российским гражданам это, к сожалению, пока отношения не имеет.
  Как подчеркнул на саммите Президент РФ В.Путин, от решения этой проблемы, “без преувеличения”, зависит, как будут складываться отношения России с Евросоюзом. Достижение взаимоприемлемого компромисса по проблеме Калининградской области станет “проверкой качества нашего стратегического партнерства с ЕС”.

  Вывод: Таким образом, саммит Россия-ЕС, к сожалению, не принес существенных сдвигов, которых от него ждали. Конкретных решений не принято, а в вопросе с жизнеобеспечением Калининградской области Евросоюз, на наш взгляд, занимает непонятную и достаточно противоречивую позицию.

  Существует и другой путь решения возникшей проблемы – обращение в международные судебные инстанции. Тем более, что подобные прецеденты уже были в международной юридической практике. Но этот процесс достаточно длительный и прибегать к нему следует только в случае полного тупика на двустороннем уровне. В ситуации же с Калининградской областью проблема, на наш взгляд, должна и может быть решена двусторонне. Заявление Президента В.Путина о взаимоувязывании проблемы Калининградской области с дальнейшим развитием отношений с ЕС должно значительно продвинуть и ускорить этот процесс.

  После саммита вице-премьер РФ В.Христенко заявил, что на оформление Евросоюзом необходимых юридических процедур, связанных с приданием экономике России статуса рыночной, потребуется 2-3 месяца. Однако рассчитывать на такое скорое решение ЕС не приходится. До саммита в Москве комиссар ЕС по торговле П.Лами заявил, что ЕС не может признать Россию страной с рыночной экономикой в антидемпинговых процедурах, что является необходимым условием для вступления страны в ВТО. В качестве причины названа неспособность России провести либерализацию энергетического рынка и устранить разрыв между внутренними и экспортными ценами на газ и электричество.

  В целом же, как мы неоднократно писали, европейцы действуют крайне осторожно в отношениях с Россией. Повторить прорыв саммитов Россия-США и Россия-НАТО, к сожалению, пока не получилось.