Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию на 2003 г.

in Вестник РЭО №42, Бюджет

1 июня т.г. Президент РФ В.Путин направил Федеральному собранию Бюджетное послание “О бюджетной политике в 2003 году”.
  Документ подводит итоги бюджетной политики за последние полтора года и определяет векторы развития с точки зрения государственных доходов и расходов. В послании много внимания уделяется реформе налогообложения, ставится задача ее завершения, поддержки малого бизнеса, упорядочения системы социальных льгот и выплат, ограничения административного аппарата и, с другой стороны, обеспечения конкурентоспособности государственной службы.

  Другим блоком выступают вопросы, связанные с эффективным управлением государственными активами, формированием государственной инвестиционной программы, правовым статусом финансового резерва и разграничением бюджетных обязательств на разных уровнях. Давно назрело создание системы планирования и мониторинга результативности бюджетных расходов.

  В целом позитивна тенденция к проведению мер, ориентированных на повышение доверия к государству, которое основывается на непротиворечивом законодательстве, реальном и исполняемом бюджете, эффективности действий власти в социальной и экономической сфере.
  По мнению вице-премьера А.Кудрина, подходы к формированию бюджетной политики, указанные Президентом РФ в Бюджетном послании, позволят добиваться экономического роста и выполнять социальные обязательства государства.

  Как известно, экономический рост – это увеличение производственных возможностей, которое достигается обычно за счет инвестиций. В России же в последнее время рост основывался лишь на вложениях в собственное и смежные производства со стороны экспортеров. По сведениям журнала “Эксперт”, более 50% национальных инвестиций приходится на ТЭК и транспорт, то есть основой всей экономики оказывается очень ограниченный набор отраслей, в основном добывающих.

  В такой ситуации экономическая динамика оказывается сильно зависимой от внешнеэкономической конъюнктуры, что тоже отмечается как проблема в послании, однако мер по диверсификации структуры производства не предлагается.
  Совсем не упоминаются в документе проблемы реструктуризации банковской системы, реформирования монополий и контроля над тарифами, представляющие большой интерес в свете переговоров о признании рыночного статуса и вступления России в ВТО.

  Вывод: Ожидалось, что бюджетное послание послужит продолжением дискуссии между президентом и правительством о темпах экономического роста. Однако очевидно, что пока ТЭК остается главным источником роста, темпы трудно будет увеличить. Безусловно, налоговая реформа будет движением в верном направлении, если она будет стимулировать появление новых предприятий в различных отраслях (например, малый бизнес в сфере услуг). Но к этому необходимо добавлять гораздо более широкие реформы государственной системы, которые дадут возможность рыночной стимуляции производства, сильно затрудненной сейчас неэффективностью госаппарата.

  Также требуются меры для привлечения ресурсов в производство: совершенствование банковской системы, привлечение иностранного капитала (значит, опять требуются гарантии вменяемого поведения государства). Между тем, как мы уже писали в “Вестнике” №40, общий уровень иностранных инвестиций остается на смехотворном уровне, что снижает перспективы экономического роста в России. Отсутствие прогресса с прямыми иностранными инвестициями – одна из крупнейших недоработок правительства, которое пока не смогло начать диалога с инвесторами несмотря на политическую стабильность, в целом позитивную экономическую конъюнктуру и улучшение ситуации с правами акционеров. Плачевная ситуация с инвестициями, к сожалению, не была отражена ни в Послании Президента Федеральному собранию, ни в Бюджетном послании.

  Касаясь политики межбюджетных отношений, заявленной в послании, позитивно стремление к разграничению бюджетных обязательств и фиксированию на длительный период налоговых полномочий и источников дохода органов власти разных уровней. Но при этом не уделяется должного внимания проблеме перераспределения финансовых ресурсов между центром и регионами. Как известно, в Бюджетном кодексе заложено разделение всей суммы собранных налогов между федеральным и региональными бюджетами в равных долях, а на практике пропорция составляет 65:35 в пользу центра. В результате у регионов не хватает средств не только на  развитие, но даже на выполнение своих обязательств, в частности, по зарплате. Необходимым условием экономического роста является стимулирование развития регионов, которые в федеральном государстве должны иметь солидную финансовую базу и стабильность перераспределения налогов. Это постепенно позволит сократить трансфертные платежи, послужит сигналом для регионов не надеяться на помощь центра, а развивать экономику на местах. Сегодняшняя же ситуация с перераспределением доходов фактически способствует превращению регионов-доноров в реципиентов. Регионам становится невыгодным совершенствовать налоговую базу и собираемость, так как собранные средства уходят в центр, не принося пользы на местах. Таким образом, снижается мотивация регионов что-либо делать.

  Кроме того, за пределами рассмотрения не должны оставаться такие факторы, как рост госрасходов и издержек. Существует также демографический фактор, который по-разному может повлиять на экономику: в трудовой возраст вступает та часть населения, которая была продуктом последнего демографического взрыва. Будет ли она служить экономическому росту или увеличению безработицы – зависит от того, насколько эффективно организован ее труд.

  В целом, бюджетное послание освещает важные аспекты государственной политики: налоговую реформу, снижение расходов, стремление к среднесрочному планированию. Однако как и в президентском послании Федеральному собранию, в Бюджетном послании не хватает конкретики. В результате, правительство не имеет четких задач и ориентиров деятельности, выраженных в цифрах, к достижению которых оно должно стремиться, о чем мы уже писали в “Вестнике” №37.