Межбюджетные отношения и разграничение полномочий между уровнями власти в России

in Вестник РЭО №42, Бюджет

Межбюджетные отношения и проблема разграничения полномочий между уровнями власти – одни из ключевых вопросов, решение которых позволит выйти на качественно новый уровень экономического развития России. Эти два направления тесно связаны друг с другом. При неопределенности со вторым направлением сложно рассчитывать на эффективность первого. Именно такая ситуация годами продолжает существовать в России. Вследствие этого постоянно возникают проблемы на разных уровнях управления, начиная с вопросов хозяйственного ведения и правомерности принятия решений и заканчивая финансовыми вопросами.

  Региональные (особенно местные) бюджеты несут обязательства по “федеральным мандатам” и функциям (социальные пособия и льготы, заработная плата, различные нормативы), а основная часть их доходов образуется на основе отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи. В результате, налицо несбалансированность переданных федеральным центром регионам обязательств и необходимых для их выполнения доходных источников. Кроме того, усиливающаяся налоговая централизация в сторону федеральной власти приводит к тому, что у региональных и местных властей пропадает мотивация к проведению структурных реформ, улучшению инвестиционного и предпринимательского климата, расширению налоговой базы, проведение рациональной бюджетной политики. Все это – следствие отсутствия закрепленного законодательно разграничения полномочий по управлению общественными финансами, и, как результат, отсутствие ответственности за эффективность и результативность этого процесса.

Меры, необходимые для принятия в сложившихся условиях:

1. Общие принципы разграничения полномочий:

1)      Жесткое распределение государственных полномочий и функций (расходов).

2)      Четкое закрепление налоговой базы за каждым уровнем власти.

3)      Разделение аппаратов сбора доходов.

2. Основные меры:

1)   Законодательное закрепление автономии налоговой и бюджетной политики региональных и местных властей. Это означает предоставление им прав и обязанностей по принятию самостоятельных решений в рамках федерального законодательства по формированию доходной и расходной частей соответствующих бюджетов и передачу всей полноты ответственности за их результативность.

2)  Построение системы функционирования регионов на основе “жестких” бюджетных ограничений. То есть региональные и местные бюджеты не должны зависеть от вышестоящих органов власти, а только от результатов собственной финансово-экономической деятельности. Полученные за счет повышения эффективности региональных и местных властей доходы или экономия бюджетных ресурсов не должны изыматься в вышестоящие бюджеты, а дефицит и долги - покрываться за счет дополнительной финансовой помощи, льгот и привилегий.

3) При этом необходимо формировать и поддерживать конкурентную среду, создавать единое экономическое пространство и обеспечивать свободу передвижения факторов производства. Нужно стимулировать конкуренцию между регионами в проведении экономической политики.

4) Необходимо отходить от принципа “расщепления” налогов по уровням бюджетной системы, уходить от деления налогов на “собственные”, “закрепленные” и “регулирующие”. Переходить к принципу: один налог – один бюджет. То есть федеральные налоги должны полностью направляться в федеральный бюджет, региональные - только в региональные бюджеты, местные налоги - в местные.

5) Детально разграничить полномочия, права и обязанности между властями разных уровней по правовому регулированию и финансированию конкретных расходов бюджетов. Финансовые обязательства, установленные правовыми актами соответствующего уровня власти, должны закрепляться за соответствующим бюджетом и полностью финансироваться за счет его собственных доходов: либо непосредственно, либо в форме целевой финансовой помощи бюджетам более низких уровней.

6)  В случае же невыполнения финансовых обязательств, нарушения установленных федеральным законодательством единых требований по управлению бюджетами, федеральным правительством должен вводиться режим внешнего финансового управления в отношении региональных и местных бюджетов.

7)  Необходимо разделение аппаратов сбора налогов и прочих доходов. Сегодня федеральные служащие работают на местные органы, но служить двум хозяевам невозможно.

Сочетание пунктов 4) и 5) позволит раз и навсегда решить проблему “федеральных мандатов”.
  Вывод: Таким образом, активизировавшаяся в последнее время работа в сфере разграничения полномочий между ветвями власти имеет исключительное значение. Решение этих вопросов отразится как на экономическом развитии страны, так и на повышении эффективности функционирования федеральных, региональных и местных властей.

  Пока региональные и местные власти не обладают официально признанными полномочиями по формированию и проведению собственной налоговой и бюджетной политики, они не в состоянии в полной мере отвечать перед инвесторами, кредиторами и населением за прогрессирование экономического развития своих территорий, состояние общественных финансов и социальной сферы.

  На основе решения вопросов разграничения полномочий можно (и нужно) перейти к построению новой системы межбюджетных отношений, заключающейся в существенном расширении бюджетных и налоговых полномочий (автономии) региональных и местных властей, и повышении ответственности в их применении.