Ситуация на бензиновом рынке России

in Вестник РЭО №43, ТЭК

На внутреннем рынке нефтепродуктов России сегодня сложилась критическая ситуация. Катализатором этому послужило заявление Правительства России в середине мая т.г. о постепенном выходе из режима ограничения экспорта нефти, введенного в начале 2002 г. по согласованию с ОПЕК и другими нефтедобывающими странами для стабилизации мировых цен на это сырье.

  В январе т.г. Россия сократила нефтеэкспорт на 150 тыс. баррелей в день, оставив на том же уровне объем добычи. В результате, цена нефти на внутреннем рынке уменьшилась в три раза до $5 за баррель и рынок оказался чрезвычайно затоваренным. В то же время потребительские цены на нефтепродукты, которые должны были по логике снижаться в таких условиях, остались на том же уровне. В частности, цены на бензин в январе, по данным Госкомстата РФ, уменьшились лишь на 1,2%. Такое положение свидетельствует о монопольном контроле со стороны ряда (порядка 10 компаний) крупнейших нефтяных компаний России нефтяной отрасли, не дающих возможности ценам формироваться по рыночным законам. Очередным подтверждением этому явилась ситуация, сложившаяся сегодня на бензиновом рынке.

  После объявления о постепенном выходе из режима ограничения нефтеэкспорта, нефтяные компании начали стремительно наращивать объемы экспорта как нефти, так и нефтепродуктов. На конец апреля т.г. запасы по светлым и темным (дизтопливу и мазуту) нефтепродуктам составляли всего примерно 10 дней (минимальный норматив). Желание отечественных нефтяников реализовать свою продукцию на внешнем рынке объясняется просто: между мировыми и внутренними ценами на нефть – огромный разрыв. Однако, если с 1 июня правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике увеличила экспортную пошлину на нефть до $20,4 за тонну (с $9,2 за тонну), что означает включение механизма тарифных методов регулирования, то пересмотра пошлины на нефтепродукты не произошло и это послужило мощным толчком к увеличению экспорта нефтепродуктов и сокращению запасов последних в стране.

  Правительство РФ заявляет о якобы сезонном факторе роста цен на нефтепродукты. В частности, 5 июня об этом заявил министр энергетики И.Юсуфов, а 6 июля – министр финансов А.Кудрин. Однако причиной роста является нерациональная политика реализации продукции, которую проводят нефтяные компании, усиленно вывозящие ее на экспорт и искусственно создающие, таким образом, дефицит на внутреннем рынке. Вследствие сложившейся возможности практически неограниченного экспорта нефтепродуктов на внешний рынок, приведшей к сокращению запасов внутри страны, возникла ситуация, когда предел роста внутренних цен на нефтепродукты не ограничен.

  13 июня министр финансов А.Кудрин заявил, что рост цен на бензин, помимо сезонного фактора, обусловлен еще и принятыми Госдумой поправками в Налоговый кодекс. В соответствии с этими поправками, вступающими в силу с 1 июля т.г., экспортная пошлина на нефтепродукты должна составлять 90% от ставки таможенной пошлины на нефть. Правительство, по словам, А.Кудрина, “было недовольно” этими поправками, пролоббированными нефтекомпаниями, в связи с чем Минфин 17 июня внесет в Госдуму законопроекты, которые ограничат действие механизмов на нефтепродукты к экспортным пошлинам на нефть.
  В мае т.г. отмечено подорожание автомобильного бензина на 10,7%. А только за период с 27 мая по 2 июня, по данным Госкомстата, цены на бензин выросли в среднем на 4,6%. Удорожание было отмечено в 70 центрах субъектов РФ. При этом в Назрани и Петропавловске-Камчатском цены выросли на 27,4% и на 21,8% соответственно. В результате, майское подорожание автомобильного бензина стало основным фактором роста инфляции до 1,7%, по сравнению с 1,2% в апреле.

  Таким образом, в стране постепенно создается дефицит топлива. Это происходит из-за монопольного положения крупнейших нефтяных компаний, когда отсутствует конкуренция, фактически принимаются согласованные решения по ценам, а в регионах действует всего 2-3, а порой и 1, оператор на рынке. Примечательно, что Министерство по антимонопольной политике РФ считает, что явных доказательств сговора нет и речь может идти лишь о распространенным случае поведения ценового следования, когда продавцы, не сговариваясь, один за другим повышают/понижают цены на аналогичные товары.

  Однако согласно статье 5 п. 1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ):

·    нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

·    установление монопольно высоких/низких цен.

Руководство же нефтяных компаний, в условиях отсутствия мер со стороны правительства по регулированию экспорта, заявляет о том, что цены на бензин могут расти и дальше вплоть до осени.

  Вывод: Совершенно ясно, что рост цен на нефтепродукты никак не связан с сезонностью, а является очередным шагом нефтяных монополий по наращиванию собственных прибылей в ущерб экономической стабильности в стране. Позиция правительства в этом вопросе неоднозначна: сначала оно очевидно прикрывало действия монополистов, заявляя об отсутствии тревожных тенденций в связи с резким ростом цен и, как следствие, скачком инфляции, и объясняя это факторами сезонности. Сейчас же оказалось, что виноватыми являются поправки в Налоговый кодекс, которые вступают в силу уже через полмесяца. Однако непонятно, почему во время принятия этих поправок никого противодействия со стороны правительства не было. Все это очень странно, если не сказать сильнее.

  На наш взгляд, необходимы скорейшие меры со стороны правительства в области регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов. У него есть все возможности для сдерживания экспорта рыночными методами, включая регулирование графика прокачки через трубопроводную систему “Транснефти”.
  В противном случае, вследствие дефицита сырья внутри страны, рост цен на нефтепродукты непредсказуем. Кроме того, дефицит нефти внутри страны может также обернуться недозагрузкой российских нефтеперерабатывающих заводов. В этих условиях запланированные правительством пределы инфляции в размере 12%-14% могут быть вполне достигнуты уже к сентябрю т.г.