Пенсионная реформа в России

in Вестник РЭО №44, Население, Пенсионная реформа

В настоящее время в Госдуме идет работа над целым рядом законопроектов, которые должны определять направление пенсионной реформы. Напомним, что по старой модели пенсионного обеспечения средства на содержание пенсионеров поступали в виде налогов с работающих граждан и распределялись через бюджет. В результате реформы распределительная модель сохраняется в виде гарантированной фиксированной суммы и вознаграждения в зависимости от стажа, получаемых каждым, имеющим на это основания. Однако, во-первых, пенсионные отчисления теперь направляются в Пенсионный Фонд РФ, во-вторых, появляется накопительная часть пенсии, и, наконец, система льгот по выходу на пенсию заменяется профессиональными пенсионными схемами.

  Таким образом, в перспективе каждый пенсионер должен будет получать пенсию, состоящую из трех частей: базовой, одинаковой для всех; страховой, учитывающей трудовой стаж работника; и накопительной. Накопительная часть образуется из некоторой доли обязательных пенсионных отчислений. Целью этой системы было создание условий для нормальных выплат в предсказуемой ситуации, когда вследствие демографической ситуации пенсионеры количественно начнут преобладать над активной частью населения, и объем обязательств государства резко возрастет.

  Основные дебаты развернулись вокруг проектов, регулирующих способы инвестирования накапливаемых средств. Так как взносы в эту систему являются принудительными, то государство должно гарантировать сохранность собираемых средств. Для этого предусматривается вложение создаваемых фондов в различные финансовые инструменты. Вопрос заключается в том, кто и как будет управлять этим процессом. После длительной борьбы и дискуссий схема выглядит так:

·  Сначала собранные средства поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Граждане уже в ближайшее время (через год) получат извещения о состоянии своих индивидуальных пенсионных счетов и предложение определить стратегию инвестирования из числа предлагаемых.

·   Инвестирование осуществляют управляющие компании, формирующие свои инвестиционные портфели за счет практически любых устойчивых ценных бумаг. Существуют ограничения на процентное содержание в портфеле всех бумаг, кроме российских государственных.

·    Управляющие компании отбираются на основании конкурса, проводимого ПФР.

·    Предусматривается также возможность перевода средств со счета в ПФР негосударственному пенсионному фонду (НПФ) по желанию плательщика (с 2004 г.).

В случае если гражданин не высказывает пожеланий по поводу размещения своих пенсионных средств, они поступают в распоряжение государственного агента, осуществляющего их вложение в отечественные государственные ценные бумаги. В роли государственного агента выступает некая управляющая компания, которая определяется Правительством РФ. Последнее утверждает и требования к составу и структуре инвестиционного портфеля этой компании. В распоряжение этой компании попадает значительный объем средств, поэтому здесь требуется создание механизма эффективного контроля. Однако в предложенном и уже принятом в двух чтениях законопроекте контролирующая система настолько сложна и противоречива, что реальной возможности отслеживать деятельность фондов и компаний не будет. Достаточно заметить, что в состав Координационного совета, регулирующего действия ПФР, входит он сам. Тем более сомнительна возможность контроля негосударственных участников системы, ставшей продуктом компромисса между “консерваторами” и “реформаторами”. Первые считали, что средства (признанные Госдумой принадлежащими государству) должны концентрироваться в ПФР и размещаться в государственные бумаги, вторые настаивали на необходимости децентрализации накопительной пенсионной системы уже на ранней фазе реформы, максимальном расширении допуска НПФ и управляющих компаний к средствам обязательного пенсионного накопления.

  Последним элементом пенсионной реформы является введение профессионального пенсионного страхования. Его участниками становятся работники и работодатели в тех отраслях, в которых сейчас возможен досрочный выход на пенсию в связи с вредными условиями труда. Суть в том, что в настоящее время в связи с одинаковыми отчислениями для всех работников получается, что граждане, вышедшие на пенсию досрочно, как бы субсидируются за счет остальных. Предлагаемый выход состоит в заключении договоров между работодателями, имеющими рабочие места с вредными условиями труда, и пенсионными фондами. В результате работодатели отчисляют взносы за своих работников, находящихся в плохих условиях, и при досрочном выходе пенсия платится фондами, а не государством, участие которого ограничивается аттестацией рабочих мест. Это нововведение представляется положительным. Оно снимает необоснованные обязательства с государства и стимулирует работодателей улучшать условия труда для уменьшения отчислений.

  Вывод: Говоря о накопительной системе в целом, нужно сказать, что внедрение ее, безусловно, необходимо. Действительно, с ее введением в действие у граждан появляется возможность участвовать в управлении собственными пенсионными средствами.

  На наш взгляд, нужно стремится к снижению ЕСН. В части, направляемой в Пенсионный фонд, необходимо снижение ставки с 28% сейчас до, скажем, 20%. В этом случае, необходимо установить пропорцию между базовой, страховой и накопительной частями на уровне 10%, 5% и 5%, но в перспективе стремится к увеличению накопительной части до 10%. У работника тогда при выходе на пенсию будут как бы 2 пенсии: одна фиксированная, которая предоставляется государством, безусловно, с учетом трудового стажа деятельности, а другая накопительная, то есть та, которой гражданин может самостоятельно управлять с помощью негосударственных пенсионных фондов. При этом сейчас на первой стадии внедрения этой системы необходимо обязать гражданина 5% средств (накопительной частью) управлять самостоятельно для того, чтобы заставить население заботиться о себе самому в будущем и повышать их финансовую осведомленность в этих вопросах.

  Однако в текущих российских условиях, когда правительство фактически стремится быстро внедрить эту систему в жизнь без окончательной проработки, рассчитывать на успех не приходится. Прежде всего, необходимо довести особенности вводимой системы до каждого гражданина страны, чтобы каждому было понятно, что будет происходить с его пенсионными накоплениями и как ему поступать. Механизм управления пенсионными средствами должен быть максимально прозрачен и лишен любых возможностей для махинаций. В нынешних же условиях, когда основополагающий законопроект об инвестировании накопительной части трудовой пенсии требует доработки как с юридической, так и с экономической точки зрения, когда, прочитав его, нельзя понять суть того, как будет осуществляться управление пенсионными средствами и кто будет контролировать их целевое использование, - ввод системы управления накопительной частью будет иметь непредсказуемые последствия. Кроме того, отсутствие ясности у населения о механизмах функционирования нового накопительного принципа пенсионного обеспечения вполне может привести к тому, что все средства будут по умолчанию инвестированы в российские государственные ценные бумаги, что приведет к резкому увеличению государственного внутреннего долга. Однако массированное наращивание рынка внутреннего заимствования явно преждевременно. Россия пока не достигла уровня развития, достаточного для эффективного внедрения этого механизма.
  В условиях крайней неразвитости, слабости и нестабильности фондового рынка в стране, инвестировать в него пенсионные средства нельзя, так как это слишком рисковые вложения, равно как и в российские государственные ценные бумаги, вкладывать в которые еще более рискованно и даже опасно. При этом вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются законопроектом 20%, а в российские государственные ценные бумаги - никак не ограничиваются.

  В условиях, когда каждый гражданин в обязательном, а не добровольном, порядке в течение трудовой деятельности выплачивает взносы для формирования трудовой пенсии, в момент выхода на пенсию не гарантировано получение этих средств. Это не допустимо.
  Кроме того, непонятно как при переходе от распределительного к накопительному принципу в пенсионном обеспечении будут производиться выплаты людям, которые на момент перехода уже были пенсионерами? Их численность сейчас достигает порядка 40 млн. человек.

  На наш взгляд, в текущих российских условиях за неимением прочных финансовых инструментов внутри страны, пенсионные резервы необходимо вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов, которые обладают высокой степенью надежности. Речь здесь идет, прежде всего, о государственные ценных бумагах иностранных государств. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение пенсионных накоплений – это консервативные инвестиции: минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг.

  На наш взгляд, механизм управления пенсионными накоплениями должен быть абсолютно прозрачен и прост. Должен быть создан один орган, куда войдут представители Центрального банка, Минфина, МЭРТ и несколько профессионалов с рынка ценных бумаг. Этот орган будет периодически, например, ежеквартально, собираться для формирования инвестиционного портфеля, в котором до 80% средств направляется в государственные ценные бумаги иностранных государств (например, в казначейские облигации США), 5-10% накоплений – в крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета, в же российские ценные бумаги вложения не должны превышать 5-10%. Агентом по определению сумм пенсионных резервов и их размещению должен быть Пенсионный фонд РФ.

  Допускать же российские управляющие компании к управлению пенсионными накоплениями можно только тогда, когда капитализация российского фондового рынка превысит $1 трлн. (на 1 марта 2002 г. - $81 млрд.).