Программа развития лесообрабатывающей отрасли

in Вестник РЭО №44, Промышленность

В начале текущей недели внимание российского руководства было сосредо- точено на проблемах лесной отрасли. По общему мнению, отрасль находится в состоянии глубокого кризиса. За прошедшие годы перед ней, к счастью, не возникла проблема сохранения лесных угодий от тотальной вырубки: за последние 10 лет заготовка леса и без того сократилась почти в три раза. Стоит согласиться, что падение производства и застой в промышленности благотворно сказались и на экологии, однако поставили перед отраслью массу других вопросов. Общая для всех сырьевых отраслей проблема экспорта дешевой необработанной продукции вместо развития собственного производства актуальна и в лесной промышленности. Другая проблема - чрезвычайно неэффективное управление, в чем обвиняют Министерство природных ресурсов. Ведется нерациональная вырубка в приграничных областях. Все это осложняется общей для всех отраслей коррупцией и произволом чиновников на местах.

  В результате двухдневных обсуждений на заседании 18 июня правительство одобрило программу развития в лесоперерабатывающей отрасли на 2002-2010 гг. Определенные в ней направления деятельности очевидны и не вызывают возражений. Государство должно создать условия для повышения эффективности производства и притока инвестиций, для чего, на наш взгляд, совершенно не обязательно создавать новую структуру в видее Министерства лесной промышленности, раздувающую и без того немалые непроцентные расходы бюджета, как предлагали некоторые губернаторы. Это может быть достигнуто с помощью реорганизации существующих в рамках Минприроды органов управления с целью оптимизации их работы и выработки механизма четкой постановки задач и контроля за их выполнением.

  Первоочередным заданием для структуры, отвечающей за лесное хозяйство, должен стать учет существующих ресурсов и разработка планов вырубки, основанных на научном подходе и преследующих в первую очередь цель сохранения и обновления качественного леса. Возможно, к этой работе стоит привлекать и региональные власти, так как лес является предметом совместного ведения федерального центра и субъектов, однако подход к проблеме должен быть системным, исключающим возможность злоупотреблений.

  В сфере законодательных инициатив полезно увеличение минимальных сроков аренды угодий. Трудно ожидать, что арендатор, взявший участок на 1, 3, 5 лет, будет составлять план, беречь лес и развивать инфраструктуру. Другое дело, если срок аренды - 49 лет.

  Заявленный премьер-министром М.Касьяновым потенциал роста отрасли в 5-8% ежегодно опирается в том числе и на изменения в структуре экспорта. Предполагается увеличение доли продукции глубокой переработки. В этой связи вполне обосновано снижение тарифов на вывоз изделий из бумаги и картона и повышение - на вывоз круглого леса и ввоз готовой продукции. Однако правительство не выражает готовности к изменению тарифов, аргументируя это тем, что существует определенная напряженность с выполнением госбюджета и поэтому уменьшение его доходной части несвоевременно. Эта позиция не очень ясна, ведь в условиях, когда в основном вывозится лес, повышение тарифов на него должно компенсировать возможные потери от их снижения на другие виды продукции отрасли. По той же причине неясна позиция правительства по предложению об отмене пошлин на оборудование. Для модернизации отечественного производства выгодно и привлечение иностранных инвесторов в российские предприятия, и просто строительство иностранных предприятий, и импорт технологий.

  Вывод: Предложенная Министерством промышленности, науки и технологий программа развития в целом отражает потребности лесоперерабатывающего комплекса. Программа была отправлена на доработку для определения списка более конкретных мер. Документ предусматривает довольно значительные объемы инвестиций - $20 млрд. за 10 лет. Необходима проработка источников привлечения этих средств. Стоит, на наш взгляд, обратить внимание и на отмечаемую неконсолидированность отрасли, которая не выступает как локализованная сфера для инвестирования. С другой стороны, существуют интересные предложения по созданию отраслевых бирж для повышения ликвидности рынка продукции лесной промышленности. В целом же, при обсуждении доработанной программы основным вопросом будет готовность правительства предпринимать активные действия, направленные на реанимацию отрасли. В этом ключе непонятным выглядит заявление премьера М.Касьянова о том, что в лесной отрасли России “есть все основания без особых чрезвычайных мер добиться роста как минимум в 5, а то и в 8%”. Эта отрасль, как и любая другая, требует от правительства проведения активной, стимулирующей развитие политики.