Дивидендная политика акционерных обществ

in Вестник РЭО №45, Инвестиции, Корпоративное управление

Привлечение инвестиций (в особенности, прямых) по-прежнему остается одной из главных проблем российской экономики. Потребность в инвестициях, постоянно необходимых для расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и площадей – особенность функционирования любого акционерного общества. Оптимизация дивидендной политики, наряду с улучшением финансового состояния, является одним из ключевых моментов общей финансовой стратегии развития предприятия, инструментом повышения инвестиционной привлекательности и индикатором состояния компании для инвесторов.

  Грамотная дивидендная политика и максимальная информированность инвесторов являются ключевым фактором долгосрочного развития компании. Раз принятая дивидендная политика должна, на наш взгляд, неуклонно исполняться, а дивидендные выплаты должны быть адекватны ожиданиям инвесторов, базирующимся на результатах деятельности компании.

  Анализ текущего положения дел в законодательстве по проблеме проработанности правовых и налоговых аспектов дивидендной политики выявил недостаток законодательного закрепления модели по организации текущих расчетов и платежей из прибыли. Это означает, что компании вольны манипулировать своими расчетами чистой прибыли, часто вычитая из нее различные позиции, такие как текущие и даже будущие капитальные затраты. Также следует отметить отсутствие систематизации и целостности представления всех аспектов дивидендной политики в законодательстве. Нет единого документа, способного осветить все вопросы, связанные с дивидендами. Информация о дивидендах фактически размыта по всему законодательству. Она встречается и в Налоговом кодексе, и в законах, и в указах, и в многочисленных письмах различных органов исполнительной власти, и в методических рекомендациях, и в других документах.

  Только в начале 2002 г. ФКЦБ РФ подготовила соответствующий законопроект для внесения в Госдуму, в котором четко определяется понятие “чистой прибыли”, из-за отсутствия чего существует неясность в методике определения компаниями размера дивидендов. Необходимы также изменения в законы “Об акционерных обществах” и “О бухгалтерском учете”. В законопроекте “чистая прибыль” определяется как прибыль после уплаты налогов, но до осуществления капвложений. На наш взгляд, это существенное изменение, так как ранее компании (в частности, “Сургутнефтегаз”) при выплате дивидендов следовали остаточному принципу, то есть максимально отвлекали прибыль на внутренние инвестиции с целью минимизации дивидендных выплат. В случае с “Сургутнефтегазом” такие действия компании привели к непрекращающимся спорам (вплоть до судебных разбирательств) с миноритарными акционерами в вопросе определения базы для направления на дивиденды по преф-акциям 10% чистой прибыли, что закреплено в уставе компании. Такая ситуация наносит ущерб инвестиционной привлекательности компании в целом и ее деловой репутации. По расчетам шведского фонда “Prosperity Capital Management”, за 1999 г. и 2000 г. суммарные потери владельцев привилегированных акций “Сургутнефтегаза” составили $350 млн. Кроме того, из-за этого государство ежегодно теряет налоговые поступления в бюджет в виде недоплаченных по дивидендам. Так, в 1999 г., по данным Ассоциации по защите прав инвесторов (АПИ), недоплата налогов составила 360 млн. руб. ($13 млн.), а в 2000 г., по нашим расчетам, из-за занижения чистой прибыли государство потеряло 709,2 млн. руб. ($24,5 млн.). То есть, налицо увеличение сумм недоплаты в бюджет.

  Принятие же нового закона позволит исключить неоднозначность определения чистой прибыли и, вследствие этого, повысит дивидендные выплаты и собираемость налогов. Однако дальнейшего продвижения в этом вопросе до сих пор нет; законопроект Госдумой пока не рассматривался. Между тем, принятие его, на наш взгляд, остро необходимо.

  Стоит отметить, что ведущие российские компании, такие как “Газпром”, “Лукойл”, “ЮКОС”, “Норильский никель”, признали важность соблюдения дивидендной политики, так как стараются выплачивать стабильные дивиденды и стремятся повысить выплаты для доведения их до уровня международных компаний. В частности, “Лукойл” планирует увеличить уровень выплат до 35-40% от чистой прибыли после 2010 г., в то время как “ЮКОС” обещает 40-45% уже к 2008 г.

  Вывод: Дивиденды являются неотъемлемой частью существования и развития компаний-эмитентов. Динамично развивающиеся компании требуют постоянного притока инвестиций, необходимых для дальнейшего развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций обязывает компании постоянно работать над повышением их инвестиционной привлекательности. Оптимизация дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели. То есть, без дивидендной политики не может существовать разумная инвестиционная политика, так как при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов.

  Сформулированные выше принципы в целом начинают постепенно соблюдаться и в России, однако, на наш взгляд, необходимо законодательное закрепление понятия “чистой прибыли”, от которой зависит размер дивидендов для достижения полной ясности в этом вопросе и исключения возможности для махинаций. В противном случае, практика манипулирования расчетами чистой прибыли будет продолжена.