Саммит “большой восьмерки” в Канаде

in Вестник РЭО №45, Россия и мир

27 июня в канадском местечке Кананаскис закончилась встреча глав государств “большой восьмерки”. Теперь это название полностью правомерно, так как впервые российский президент участвует во всей программе саммита. Встреча продолжалась два дня, в первый день обсуждались экономические проблемы; во второй – общеполитические, в этой части программы Россия принимает участие давно, но впервые партнеры по клубу “7+1” отдали должное усилиям России в области экономики. Вообще-то основной темой обсуждения должна была стать Африка, однако первый день саммита стал неожиданно “российским”.

  Началось все с выступления Президента В.Путина, рассказавшего о состоянии российской экономики, о перспективах ее развития и приоритетах. Глава российского государства сообщил, что у его коллег вызвали интерес планы России в сфере энергетики, однако, судя по заявлениям, делавшимся накануне саммита, никаких прорывов в экономической сфере не ожидалось. Основным предметом диалога называлась ставшая уже традиционной проблема международного терроризма, а так же пути вывода мировой экономики из состояния рецессии. В результате по первому пункту было принято заявление о шести принципах по предотвращению доступа к оружию массового уничтожения (ОМУ) и его компонентам. Помимо этого в заявлении по терроризму лидеры стран-членов восьмерки призвали Пакистан прекратить террористические атаки с подконтрольной ему территории, Индию и Пакистан – к непрерывному диалогу, а Израиль и руководство Палестинской национальной администрации – к взаимному уважению охраняемых границ. Однако в общем данной проблеме было посвящено не так много времени, как ожидалось.

  По поводу Африки, как и планировалось, говорили много и достаточно продуктивно: был поддержан план ее развития, разработанный самими африканскими государствами и предусматривавший укрепление мира и безопасности, развитие здравоохранения и образования, а также содействие экономическому росту и привлечение инвестиций, и принято решение о списании части долгов беднейших стран, в том числе и перед Россией.

  Реальный же дипломатический прорыв состоял в следующем. На встрече были приняты два неожиданных решения. Одно – проведение саммита 2006 года в России – значимое политическое событие, выражение поддержки российскому президенту и  проводимому им курсу реформ. Второе имеет гораздо больший практический вес. Остальные члены “восьмерки” решили выделить России и ее соседям по СНГ 20 млрд. долларов в течение десяти лет на ликвидацию советского оружия массового поражения. Такое решение “восьмерки” весьма кстати. В России существует достаточно большое количество устаревшего вооружения, на ликвидацию которого требуются значительные средства из федерального бюджета и бюджета Министерства обороны, и $20 млрд. – действительно значительная сумма, позволяющая переориентировать бюджетные ресурсы на другие военные нужды. Так, по словам официального представителя Минатома Н.Шингарева, $3 млрд. хватит для полной утилизации в течение 10 лет всех выведенных из состава флота ядерных подлодок, а за $2 млрд. Россия смогла бы реализовать обсуждаемый с США вариант по превращению избыточного плутония в топливо для ядерных реакторов. Показательно, что за это партнеры не требовали от России никаких уступок, хотя в Америке, например, давно обсуждался проект оказания помощи в этой сфере в обмен на прекращение сотрудничества России в ядерной и военно-технической области с Ираном, Индией или Китаем.

  Вывод: Реальный прогресс в вопросе достижения практических результатов для России от встреч “большой восьмерки” налицо. По ходу встречи Президента В.Путина с лидерами мировых держав становится ясно, каким большим плюсом может быть эффективный госаппарат. Однако стоит заметить, что долго держаться на авторитете и энергичности отдельных политиков такая ситуация не может. Место в мире в первую очередь определяется все же экономическими показателями государства, и наши партнеры – США – наглядно показывают, какой должна быть экономика и внутренняя политика государства-лидера, демонстрируя свои достижения как в плане увеличения производительности труда, так и в плане роста ВВП, несмотря на возникающие проблемы, так как американская государственная система не позволяет себе простаивать и предпринимает активные действия для недопущения спадов в производстве. Достаточно вспомнить недавнее решение ФРС США оставить на уровне 1,75% ставку рефинансирования, в то время как в России она составляет 23%.

  На внешнеполитической же арене Россия действительно закрепляется в качестве лидера. Хотелось бы, чтобы усилия России на других направлениях были столь же результативны. Сумев добиться своих целей, не имея серьезных средств давления на партнеров, было бы хорошо так же действенно проводить свою политику в отношении Литвы и ЕС по проблеме Калининграда, тем более что в этом вопросе нам есть чем влиять на собеседников.