Ситуация в российском сельском хозяйстве

in Вестник РЭО №46, Сельское хозяйство

Сельхозпроизводители начали уборку первых урожаев зерновых. Несмотря на наводнение на юге России, Министерство сельского хозяйства РФ заявляет, что в целом по стране корректировка прогноза урожая зерновых в т.г. не потребуется. Напомним, что в 2001 г. были собрано рекордные 85 млн. тонн зерновых, прогноз на т.г. – 70-73 млн. тонн. Сумма ожидающегося урожая значительная, в связи с чем возникает вопрос: как же им распорядиться? И вообще, какой должна быть реакция государства на опережающий экономику рост этой традиционно убыточной отрасли?

  Хорошие погодные условия очень помогли отечественному сельскому хозяйству. Правительство, наконец, вспомнило, что кроме ТЭК существуют и другие сферы хозяйства, способные приносить прибыль. Нужно отметить, что меры, необходимые для развития АПК, давно известны, однако начинают предприниматься они только сейчас.

  В этом направлении серьезная работа проделана ОАО «Росагролизинг» (99,99% акций принадлежит государству), которое за первые полгода своей деятельности обеспечило 25% предусмотренных Минсельхозом РФ закупок комбайнов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Всего “Росагролизинг” с января по июнь 2002 г. приобрел 2420 комбайнов (отгружено 2301 шт.), 1241 трактор (отгружено 565 шт.), 19 единиц прочей техники. Кроме того, на 90 млн. рублей закуплено и поставлено на условиях лизинга племенного скота. Эта работа, безусловно, позитивно отразится на состоянии сельхозпроизводителей, к тому же, например, на Кубани им не приходится выплачивать 100% лизинговых платежей, так как значительную часть расходов берут на себя региональные власти. Эту ситуацию можно назвать оправданным вмешательством государства в экономику, выгодно отличающимся по эффекту от прямых дотаций. Дальнейшее развитие в этом направлении могло бы быть ориентировано на укрепление механизма лизинга с помощью стимулирования создания негосударственных лизинговых компаний. Такая работа принесла бы пользу и производителям сельхозтехники, и крестьянам, и позволила бы укрепить важнейший финансовый институт экономики, коим являются лизинговые компании. Из возможных мер можно назвать введение льготного налогового режима для сельхозпроизводителей, участвующих в этом процессе.

  В этом направлении позитивно также принятие закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Наконец, сделан первый шаг к мобилизации имеющихся в стране земельных ресурсов. Очень важно, что, определяя возможность выхода из общей собственности, закон расширяет возможность кредитования личных собственников. Остается отладить банковскую систему России так, чтобы кредитование фермеров стало реальным элементом системы развития отечественного АПК. Недопустима ситуация, когда банковский процент настолько велик, что крестьянин, берущий кредит, может за год лишится всей своей собственности. О том, по каким направлениям нужно двигаться при реформировании банковской системы России, чтобы банки стали источниками роста экономики в целом, и агропрома в частности, мы не раз писали в выпусках “Вестника”. Также важна организация грамотной ипотечной системы, что позволит создать слой частных собственников, способный стать эффективным дополнением к существующим крупным коллективным хозяйствам.

  Предпринимаются также попытки смягчить возможные потери сельхозпроизводителей в случае неурожая. Государство субсидирует желающих застраховаться от потерь, однако неясно, насколько эффективна такая поддержка: в условиях неразвитости отечественного страхового рынка и актуарных расчетов простое субсидирование страховых компаний не стимулирует развитие ни сельского хозяйства, ни страхования в целом.

  В отношении политики правительства в области сельского хозяйства необходимо выделить два момента, связанных с высоким урожаем 2001 г.
  Во-первых, цены на зерно. По информации “Крестьянских ведомостей”, если осенью 2000 г. пшеница 3 класса свободно шла по 4000 руб. за тонну, то осенью 2001-го – в лучшем случае по 2250 руб. Между тем на мировом рынке цена на продовольственное зерно в тот же период составляла 3800 руб. за тонну. Такая же ситуация с ячменем – при мировом уровне цен в 3200 руб. за тонну, его пришлось продавать лишь по 1800 руб. И только в ноябре 2001 г. меры, принятые Минсельхозом РФ, немного подправили ситуацию, подняв цену тонны пшеницы на 400 руб. Но в целом, считает руководство Кубани, за выращенный урожай зерна край в 2001 г. недополучил несколько миллиардов рублей.

  Отсюда второй момент – экспорт. Так как объем экспорта был незначителен, внутри страны произошло перенасыщение рынка, что привело к резкому падению цен. Министерство сельского хозяйства пыталось исправить ситуацию, проводя интервенции. Однако, по данным аналитического центра “Агропродовольственная экономика” ИЭПП, получилось, что цены на те сорта зерна, которые закупались правительством, падали именно в то время, когда шли интервенции. До прежнего уровня цены восстановились лишь в середине декабря. В то же время на закупки была израсходована сумма, достаточная для строительства полноценного портового зернового терминала. А ведь в том числе из-за отсутствия портовых мощностей мы не можем активно наращивать экспорт. Эта проблема требует скорейшего решения, ведь хотя в т.г. больших излишков не ожидается, остается еще часть прошлогодних запасов. Строительство портовых терминалов позволит впредь не допустить повторения прошлогодней ситуации с реализацией урожая. Другим препятствием для экспортеров сельхозпродукции является политика западных стран. Как известно, дотирование отечественного АПК (на сумму примерно в $1 млрд. в год) считается одним из препятствий для вступления России в ВТО. Но также известно, что в Европе и США субсидирование сельского хозяйства несопоставимо более масштабно, чем в России. Так, недавно Президент США Д.Буш подписал программу развития сельского хозяйства, предполагающую выделение в течение 10 лет $190 млрд., что составляет почти $20 млрд. в годовом измерении. В Европе же, например, в Германии, уровень господдержки сельского хозяйства составляет порядка $10 млрд. в год.

  Вывод: Как и во многих других отраслях, государство сейчас предпринимает определенные шаги, направленные на стимулирование развития агропромышленного комплекса. В этой связи можно отметить недавнее принятие Федеральным Собранием РФ законов об обороте сельхозземель и реструктуризации долгов предприятий АПК. Деятельность в этом направлении в целом активизировалась в последнее время. На наш взгляд, в этой сфере необходимо проведение более активных мер, в частности, в области экспортной политики. Необходимо стимулирование процесса создания негосударственных лизинговых компаний, реформа банковского сектора, чтобы сельхозпроизводителям стали доступны банковские кредиты. Бесспорно, существует необходимость вступления России в ВТО. Став членом этой организации, Россия сможет активней принимать антидемпинговые меры, возможность осуществления которых разрабатывается сейчас в Госдуме, и защищать свою продукцию на международных рынках. В целом же вопросы доступа на российский рынок сельского хозяйства при присоединении к ВТО будут рассматриваться в сентябре 2002 г. на запланированных многосторонних переговорах в Женеве. Российским представителям необходимо добиться от своих партнеров изменения политики двойных стандартов в этом вопросе.