Банкротство регионов

in Вестник РЭО №47, Экономика

8 июля т.г. на совещании по социально-экономическому развитию Приволжского федерального округа в Саранске Президент РФ В.Путин затронул тему банкротства субъектов федерации. Высказывая свое мнение по поводу сложной ситуации в Ульяновской области, президент отметил, что “должна быть ... схема действий федерального центра по управлению кризисом”. В форс-мажорных обстоятельствах должен быть предусмотрен правовой механизм, с помощью которого можно “отстранять от должности тех, кто допустил такое положение”, сообщает “Интерфакс”.

  Приволжский полпред С.Кириенко впервые высказал эту идею еще в 2000 г., однако тогда она не была поддержана. Затем, в декабре 2001 г., с подобным заявлением выступала замминистра финансов РФ Б.Златкис, и тогда основным мотивом комментариев были сомнения в возможностях Минфина воплотить это в жизнь. В настоящее же время эта идея активно прорабатывается, и, скорее всего, следует ожидать неких действий в этом направлении со стороны Комиссии по разграничению полномочий. Основным аргументом против такого способа наведения порядка в региональных финансах была непроработанность этого вопроса с законодательной точки зрения. Руководитель региона является лицом выборным, и не может быть отстранен от своих обязанностей. Однако в сложившейся во многих регионах ситуации федеральный центр оказывается вынужденным принимать меры по исполнению обязательств региона. Показательно, что после обсуждения вопроса о банкротстве регионов в Ульяновске было тут же объявлено о реструктуризации долгов области перед энергетиками. Оппоненты сторонников введения банкротства говорят, что недопустимо перекладывание последствий ошибок руководства на население, ведь в результате объявления субъекта федерации банкротом наверняка упадет его инвестиционный рейтинг, в результате чего пострадают бизнес и граждане. Но мало кто спорит с тем, что сейчас граждане гораздо больше страдают от безответственности местных властей, достаточно вспомнить о положении в том же Ульяновске или Приморье.

  Вывод: На наш взгляд, возможность введения процедуры банкротства регионов после неоднократного невыполнения с их стороны своих обязательств можно в целом позитивно оценивать. Понятно, что первоочередной задачей является создание законодательной базы, которая будет четко регламентировать действия федеральных и региональных властей в случае кризиса. Специальным законом должны быть описаны условия и механизм введения внешнего управления, квалификация, полномочия и ответственность внешнего управляющего, его взаимодействие с местной властью. Губернатор должен быть уверен, что его неэффективное управление повлечет вмешательство кризисного управляющего, который не позволит ему решать свои проблемы за счет центра или населения. Однако с другой стороны, нужно принимать меры для недопущения возникновения кризисов. Кроме структурных реформ и общего улучшения экономической ситуации для этого необходимы изменения в политике межбюджетных отношений. Нынешняя ситуация не стимулирует поступательное развитие регионов.

Проблема перераспределения финансовых ресурсов между центром и регионами стоит очень остро. Как известно, в Бюджетном кодексе заложено разделение всей суммы собранных налогов между федеральным и региональными бюджетами в равных долях, а на практике пропорция составляет 65:35 в пользу центра. В результате у регионов не хватает средств не только на  развитие, но даже на выполнение своих обязательств, в частности, по зарплате. Для региональных лидеров становится невыгодным совершенствовать налоговую базу и собираемость налогов, и их единственной функцией становится выбивание дотаций у правительства, в том числе с помощью преувеличения бедственного положения региона.