Концепция развития автопрома в России

in Вестник РЭО №47, Промышленность

После заявлений, сделанных В.В.Путиным во время беседы с президентом Татарстана М.Шаймиевым, многие эксперты поспешили отметить, что вопрос с принятием концепции развития отечественного автопрома решен. Эта концепция была первый раз внесена в правительство еще в марте т.г. и в целом одобрена, и с тех пор уже дважды отправлялась на доработку. Ясно, что рассмотрение этого документа было поводом для активизации лоббистов российского автопрома, но правительство, похоже, не склонно принимать поспешных решений в этой сфере. Единственным вопросом, который можно считать решенным, стало учреждение свободных экономических зон (СЭВ) в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ярославле и Тольятти. Однако в условиях, когда принятие закона о СЭВ только рассматривается, неясно, насколько полезным будет этот шаг, а, судя по состоянию экономики в существующих свободных экономических зонах, ожидать положительного эффекта от этой меры трудно.

  Основным положением проекта, вокруг которого развернулись оживленные дебаты, является повышение пошлин на продукцию зарубежных автопроизводителей. Авторы концепции предлагают немедленно повысить с 25% до 35% импортные пошлины на наиболее массовые классы иномарок и ввести запретительные пошлины на иномарки старше семи лет. Поддержку этих мер декларируют иностранные компании, открывшие или собирающиеся открывать в России собственные производства, и, конечно, отечественные автопроизводители. Безусловные же противники такого подхода – потребители, которым придется платить гораздо больше за покупку качественного товара. Правительство не проявляло готовности идти на столь непопулярные меры, которые к тому же могут затруднить переговоры по вступлению в ВТО. Как известно, членство в этой организации предполагает минимизацию государственной защиты производителей и создание конкурентной среды на внутреннем рынке. Введение высоких пошлин может быть оправдано только при активном развитии внутри страны производств, принадлежащих мировым лидерам автомобилестроения. В этих условиях даже при сужении притока иномарок извне в стране возникнет конкуренция, которая заставит автопром работать более эффективно. Однако в сложившейся ситуации складывается впечатление, что для российских автопроизводителей фактически просто создается режим наибольшего благоприятствования: таможенные и налоговые льготы, повышение пошлин на автомобили иностранного производства, создание СЭВ. Кроме того, Минпромнауки прогнозирует повышение средней цены отечественного автомобиля уже в ближайшие 5-7 лет с $6 тыс. до $8-10 тыс. Все это может оказаться губительным для промышленности при открытии рынков после вступления в ВТО.

  Сформированные в тепличных условиях российские автопроизводители, имеющие огромное отставание от конкурентов в области качества продукции, окажутся не в состоянии конкурировать с иностранцами. В настоящее время сложилась ситуация, когда до вступления России в ВТО есть еще несколько лет. На наш взгляд, необходимо использовать это время для того, чтобы постепенно закалить отечественных автопроизводителей, приготовить их к открытой конкуренции с иностранными производителями. Если же продолжать создавать им тепличные условия, при которых лишь возрастет цена производимой продукции при неизменном ее качестве, то последствия для российской автопромышленности в перспективе будут плачевными.

  На наш взгляд, верна позиция правительства, считающего, что согласиться с предложениями о повышении пошлин на импортные легковые автомобили можно только в том случае, если отечественные производители возьмут на себя четкие обязательства по модернизации производства и обновлению модельного ряда производимых ими автомобилей. Обоснованно и требование предоставления расчетов и бизнес-планов отечественными автозаводами по открытию эффективных производств. В дальнейшем необходима также активная работа в области продвижения продукции отечественных производителей на западных рынках, тем более, что опыт такой деятельности уже есть, что продемонстрировал недавно Ульяновский автозавод, пользуется в мире популярностью и модель АО “Автоваз” ВАЗ-2121 “НИВА”.

  Вывод: Автомобильная промышленность должна быть двигателем экономики. В ней занято большое количество квалифицированных кадров. Она является потребителем продукции других технологичных отраслей, и ее развитие благотворно отразится на состоянии экономики целом. Поэтому понятно внимание руководства государства к этой тематике. Первоочередными мерами должны быть наведение порядка в отрасли – скорейшее решение вопросов собственности, привлечение собственников к активной работе по модернизации, всяческая поддержка конкурентоспособных производств. Важным элементом политики в этой области является и стимулирование платежеспособного спроса населения как с помощью увеличения доходов граждан, так и за счет развития банковской системы, которая должна оказывать услуги по предоставлению дешевых потребительских кредитов. Вопрос же повышения пошлин на иномарки не должен становиться ключевым в этой проблеме. Отечественному производителю это пользы не принесет. В случае если иностранные инвесторы развернут эффективное производство на российской территории и используют ресурс снижения себестоимости выпуска за счет привлечения местных производителей и рабочей силы, то их продукция, ввозимая в страну, не выдержит ценовой конкуренции с производимой на месте и без пошлин. К тому же такое положение дел будет требовать адекватной реакции отечественных заводов, и они окажутся более подготовленными к жесткой конкурентной борьбе в условиях ВТО. Но если для прихода в Россию ведущих иностранных автопроизводителей необходимо все-таки изменить импортные пошлины, то этот вопрос следует всецело изучить и принять правительству соответствующее решение.