Реформирование Центробанка

in Вестник РЭО №48, Банки, Центральный банк

10 июля т.г. Президент РФ подписал закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. Закон был поводом для возникновения разногласий между верхней и нижней палатами парламента. В результате, Совет Федерации наложил вето на принятие документа в думской редакции, однако Госдума вето преодолела, в результате чего закон был подписан президентом. Наиболее спорными оказались пункты об ограничении количества проверок коммерческих банков (к нему Госдума вернется во время осенней сессии) и о численности и составе Национального банковского совета (НБС) – контрольного органа, который возьмет на себя часть функций совета директоров ЦБ. Нововведения направлены на ужесточение контроля над административными расходами банка и организацию более прозрачной деятельности ЦБ. Как заявлял глава бюджетного комитета Госдумы А.Жуков, “ЦБ, тратящий на капстроительство суммы, сравнимые с расходами федерального бюджета на инвестиции, как это было в 1998-99 гг., и устанавливающий сам для себя правила бухгалтерского учета, - это ненормально”. С этим трудно не согласится, однако, на наш взгляд, пути решения этой проблемы должны быть другими. Ни один из центральных банков в развитых странах не имеет такого многоступенчатого контроля над своей деятельностью. Независимость Центрального банка считается залогом его грамотной политики. Но с другой стороны, большинство аналогичных институтов за рубежом имеют заметные отличия от ЦБ РФ и в других направлениях.

  Во-первых, основной задачей такого учреждения определено формирование денежно-кредитной политики, важным инструментом для ее проведения – установление процентных ставок. Например, работа Банка Англии строится по такому принципу: правительство Великобритании ежегодно определяет ориентиры для уровня инфляции, а Банк в соответствии с ними формирует размеры процентной ставки (в настоящее время она составляет 2,5%). Именно этот механизм рассматривается как главный Центральными банками Великобритании, Австралии, США. В законе о ЦБ существует пункт, согласно которому рефинансирование банковской системы является одной из основных функций ЦБ, однако Центробанк в настоящее время ею не занимается, создавая впечатление, что единственной задачей функционирования этого института является накопление золотовалютных резервов и курсовая политика.
  Во-вторых, сама организационная структура Банка России отличает его от соответствующих институтов за рубежом.

Штат центральных банковРоссия занимает второе место в мире и по численности сотрудников Центробанка, и по их количеству, приходящемуся на 100 тыс. населения. Причем по численности штата нас опережает лишь Китай, имеющий 150 тыс. сотрудников в Центральном банке, однако в расчете на 100 тыс. жителей там приходится 11,5 служащих ЦБ, а в России, где численность населения почти в 10 раз меньше, в ЦБ работает более 85 тыс., или около 60 на 100 тыс. человек. Более высокая концентрация существует лишь на Каймановых островах, где в Центробанке работает всего 87 человек. Для сравнения, штат сотрудников Европейского Центрального Банка в совокупности с центробанками 12 стран-членов еврозоны, составляет в целом 56 000 человек (информация на 2001 г.). Таким образом, на 100 тыс. жителей еврозоны приходится 18,3 работников Центробанка, тогда как в США на 100 тыс. человек населения приходится лишь 8,3 банкира, а в Англии – лишь 3,9 банкиров на 100 тыс. граждан. Более того, в годовом отчете ЦБ за 2001 г. указывается, что штатная численность Банка России в 2001 г. возросла еще на 881 единицу, однако данных об общем количестве служащих не приводится. В независимых источниках приводятся цифры в диапазоне от 85 до 90 тыс. чел.
  Кроме того, согласно годовому отчету, по состоянию на 1 января 2002 г. в систему Банка России входили центральный аппарат (22 департамента), 78 территориальных учреждений, 5 отделений Московского ГТУ, 1169 расчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ, 5 организаций программно-технического комплекса, ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России. Однако никаких дополнительных сведений о структуре организации не приводятся. Например, каковы функции каждого департамента ЦБ, список названий которых опубликован на сайте Центробанка? Так, в Австралии всего 9 отделений (департаментов), однако информация о них гораздо подробнее, вплоть до имен руководителей. Каждый департамент имеет четко поставленные задачи, суть которых может понять любой посетитель сайта. Такой подход характеризует степень открытости и прозрачности структуры австралийского ЦБ, чего не скажешь о ЦБ РФ. Заметим, не менее загадочно понятие организаций, обеспечивающих функционирование Банка России.
  Другой вопрос: для чего нужна столь масштабная система территориальных учреждений ЦБ? Можно было сказать, что они выполняют надзорные функции. Однако в условиях, когда в большинстве регионов отсутствует крупный банковский бизнес, целесообразность присутствия там сотрудников Банка России сомнительна.
  Вывод: Реформа Центробанка жизненно необходима. Его активная деятельность, особенно в денежно-кредитной политике, является необходимым условием формирования нормальной банковской системы. Очевидно, что реформирование ЦБ нужно начинать с его организационной структуры, штат которой чрезвычайно раздут, ответственность размыта и, следовательно, низка эффективность функционирования.
  Кроме того, в области надзора для повышения эффективности необходимо создание единого органа финансового надзора на основе надзорных подразделений ЦБ, ФКЦБ, Минфина и т.д., о чем мы неоднократно писали, и сосредоточение аппарата Банка России на основной задаче - защите и обеспечении стабильности рубля с помощью упомянутых мер (денежно-кредитная политика). После такого шага отпадет даже формальная необходимость в содержании огромной территориальной структуры и появится возможность кардинального сокращения штата. Используя освободившиеся средства, можно будет привлечь небольшое количество эффективных специалистов. Помимо этого, для оптимизации работы ЦБ необходимо избавление от непрофильных активов и вывод Центробанка из капитала всех коммерческих учреждений, а также обеспечение прозрачности его работы.