Программа государственных заимствований на 2003 г.
- Войдите чтобы оставить комментарии
26 июля правительство одобрило программу государственных внешних и внутрен- них заимствований на 2003 г., подготовленную Минфином РФ, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
Программа государственных внешних заимствований предполагает, что объем внешних заимствований России в 2003 г. планируется в размере $1,68 млрд. В частности, в 2003 г. предполагается выпуск еврооблигаций в размере до $1 млрд., $640 млн. будут привлечены в качестве целевых займов и еще $40 млн. - кредит МБРР на развитие бюджетного федерализма и региональных финансов.
Программа государственных внутренних заимствований, предполагает размеще- ние государственных облигаций на внутреннем рынке в 2003 г. в размере 170 млрд. руб. В 2003 г. также планируется погашение облигаций в объеме 110-120 млрд. руб.
В целом государственная политика в области заимствований в 2003-2005 гг. будет строиться с учетом того, что приоритетным направлением для заимствований будут являться заимствования на внутреннем, а не внешнем рынках.
Вывод: В государственной политике заимствований, в вопросе формирования предпочтения внешним или внутренним заимствованиям, единственным, на наш взгляд, критерием должна быть стоимость заимствований. Если заимствования на внешнем рынке дешевле, то нужно занимать извне.
В отношении же замещения внешнего долга внутренними заимствованиями, на наш взгляд, стоит отметить, что с теоретической точки зрения это правильно, однако совершенно оторвано от российской действительности и не связано с существующими реалиями. Это объясняется тем, что:
1. Всегда есть опасность того, что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета.
2. До создания долгового агентства, которое планируется только в 2004 г., активно начинать реализацию политики внутреннего заимствования опасно.
3. Подрыв доверия к российскому государству после кризиса 1998 г. (пира- миды ГКО) до сих пор не преодолен, поэтому активизация внутреннего заимствования с этих позиций также преждевременна.
4. Для проведения эффективной политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию привлеченных таким образом средств. Пока эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны, стимулирование рынка внутренних обязательств опасно, так как в этих условиях государство действует по своему усмотрению. Иное дело, если эта проблематика регулируется в соответствии с международным законодательством, когда отказ государства от погашения своих долговых обязательств влечет за собой международные санкции, включающие всю полноту ответственности государства в таких случаях (вплоть до признания страны банкротом).
5. Кроме того, на внутреннем рынке государство конкурирует с частным заемщиком. Известно, что частный бизнес испытывает в настоящее время серьезные проблемы с получением кредитов и широкомасштабные внутренние заимствования государства снова могут привести к эффекту “вытеснения инвестиций” (“crowding out”), как это происходило в 1996-97 гг., что нанесет огромный ущерб экономическому развитию с вытекающими негативными последствиями для инвестиционной деятельности в стране и развития ряда отраслей, в частности, промышленности. Речь фактически идет о дестимулировании инвестиционной деятельности внутри страны, так как финансовые средства, которые могли бы быть использованы в отраслях, отвлекаются государством.
Таким образом, курс на внутренние заимствования сегодня сомнителен и явно преждевременен. Россия пока не достигла уровня развития, достаточного для эффективного внедрения этого механизма.